16.02.2017
Интеллектуальный диалог с такфиристами

Интеллектуальный диалог с такфиристами: основные принципы

Тема единства ислама и единства мусульман является одной из базовых в Коране и аутентичной Сунне. Нам заповедано придерживаться единства, любить друг друга, образовывать единый лад в богопочитании, быть подобными крепкому строению и социальному телу, сохранять единство ислама; наконец, стремиться к единой моральной и духовной цели – поклоняться Всевышнему и трудиться в деле распространения Его религии в этом мире.

Движения такфиристского типа разрушают эту связь внутри уммы. Они провозглашают истинность только собственной позиции, объявляя всех других мусульман неверными.

Несмотря на то, что такфиристы и радикалы вносят раскол в умму, но провозглашать их неверными на основе их деяний, на мой взгляд, значит уподобляться им самим. Делая это, мы закрываем путь к интеллектуальному диалогу, о котором шла речь выше. Как известно, проблема веры и неверия – это очень тонкий и сложный богословский вопрос. В каком-то смысле мотивацию такфиристов можно понять, поскольку они, в конце концов, не обращаются к такфиру как к самоцели, но используют его в качестве средства демаркации: определив, что такое вера и каково правильное, на их взгляд, вероубеждение, они автоматически записывают в число неверных всех тех, кто не придерживается этого вероубеждения.

Чтобы не уподобляться такфиристам, нам самим нужно дать четкий ответ на вопрос о соотношении «веры» и «неверия», об основаниях «веры»; притом этот ответ должен быть плюралистичным. Следует обратить особое внимание на позицию Абу Хамида ал-Газали, который в известной работе «Файсал ат-тафрика байна ал-ислāм ва аз-зандака» подробно обосновал плюралистичную платформу в понимании правоверия: согласно этому подходу, считать мусульманином следует каждого, кто признает Единобожие, пророческую миссию Мухаммада и неотвратимость наступления Судного дня. По этим фундаментальным принципам вероучения (усул ал-акида) не может быть разногласий, в то время как споры, ведущиеся по второстепенным (фуру) вопросам, не должны являться основанием для обвинения в неверии.

Подход, сформулированный ал-Газали, выражает саму суть исламского понимания интеллектуального разнообразия. Его формулировки могут быть найдены в работах других крупных муджтахидов, принадлежавших к разным течениям мысли (Абу Ханифа, ал-Ашари, Ибн Араби, Ибн Сина и др.).

Спектр решений проблемы среди исламских мыслителей варьировался, но было найдено два наиболее общих и при этом полярных решения: архаизирующее и обновленческое.

Архаизирующий вариант заключался в том, чтобы трансформировать общество в соответствии с арабскими нормами первых веков ислама. Притом понимание этих норм было узким и основывалось на ригористском прочтении исламского наследия. Другой особенностью этого истолкования был его преимущественно формальный характер, – приверженность внешней форме (в быту, в одежде, в образе действий, в интеллектуальной сфере и пр.) мыслилась как базовое выражение религиозности. В более поздний период эти архаизирующие течения сомкнулись с политизированным истолкованием ислама, породив на почве реваншизма джихадистские движения. Сейчас именно такфиристы и радикалы наиболее полно выражают эту архаизирующую тенденцию в развитии исламской мысли, согласно которой духовность может быть достигнута не посредством очищения сердца и воспитания в себе гуманистических качеств, а посредством реализации утопических политических проектов, – даже ценой многочисленных кровавых жертв.

Но есть и иной, обновленческий вариант решения проблемы модернизации. Он заключается в обновлении исламской цивилизации. Суть его состоит в том, чтобы четко отделить содержательное от вторичного и внешнего, поэтому обновленческое движение принципиально кораноцентрично. Оно тоже вырастает из традиционного тезиса об иджтихаде, о динамическом развитии фикха и богословской мысли.

В методологическом плане коранический гуманизм призывает:

 

·         к систематической критике слепого таклида;

·         к обращению к контекстуализированному иджтихаду;

·         к критике хадисоцентричности;

·         к возвращению рационалистической установки;

·         к преодолению эксклюзивистских черт как отдельных исламских течений, так и уммы в целом;

·         к преодолению тенденции к внутренней замкнутости уммы.

 

В содержательном плане основные идеи коранического гуманизма сводятся к следующему:

 

·         признание братства и многообразия человечества;

·         признание исконной правоверности человеческой природы (фитра) и ее сущностной неизменности;

·         вера в универсальность божьего водительства и, как следствие, признание религиозного плюрализма;

·         вера в боговдохновенный характер всех писаний авраамической традиции;

·         вера во всеохватность божественной милости, или в возможность конечного спасения всех людей.

 

Каждый из приведенных тезисов укоренен в Коране. Все это должно развиваться в рамках детальных научных дискуссий, учитывающих как классическую исламскую традицию, так и современное исламоведение. Я полагаю, что процесс глобальной дискуссии запущен и потому XXI век не станет веком такфиристских движений, а станет веком интеллектуального и плюралистичного понимания ислама.