09.01.2017
Коранический гуманизм как концептуальная основа исламского просвещения
Выступление первого  заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ответственного секретаря Международного мусульманского форума Дамира Мухетдинова на Международной научно-практической конференции «Угрозы и вызовы ДАИШ (ИГИЛ – запрещена в России) и пути их преодоления»:

Уважаемые организаторы и участники Международной научно-практической конференции «Угрозы и вызовы ДАИШ и пути их преодоления»!

От имени и по поручению главы Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина, себя лично приветствую всех братским мусульманским приветствием: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Пользуясь случаем позвольте поздравить присутствующего здесь уважаемого ректора Пятигорского государственного университета Александра Павловича Горбунова с тем, что вуз  после своего 80-летия получил новое название и новый статус!

Свой доклад я хотел бы посвятить проблеме исламского просвещения в условиях новых вызовов и угроз, связанных с деятельностью экстремистских организаций. Безусловно, рост радикальных настроений вызван множеством факторов, среди которых есть как объективные, так и субъективные. Однако благодатной почвой для экстремистской пропаганды всегда выступает низкий уровень образованности уммы, и именно с этим нам вполне по силам бороться. Полагаю, что необходима всесторонняя стратегия, касающаяся образования и просвещения уммы, которая позволила бы решать проблемы комплексно, а не производить лишь «косметическую» правку.

В последние годы в рамах Международного мусульманского форума и Духовного управления мусульман РФ мы разрабатываем концептуальные основания такой стратегии, отвечающей на базовый вопрос, служащий корнем радикализации, - вопрос сочетания ислама и модерна. Это концептуальное основание называется кораническим гуманизмом.

Я убежден, что всестороннее и последовательное просвещение с опорой на принципы коранического гуманизма способно внести существенный вклад в решение проблемы радикализации. Это так, прежде всего, потому, что коранический гуманизм выбивает почву из-под ног проповедников экстремизма, демонстрируя, что сочетание ислама и модерна, шариата и современного образа жизни возможно; что в процессе коллективного иджтихада умма способна выработать ответы на локальные правовые вопросы, касающиеся современной жизни; что мусульмане должны занимать активную гражданскую позицию, а не удаляться от общества. Все эти тезисы развиваются исламскими мыслителями на протяжении последних двух столетий, хотя похожие вопросы ставились и ранее.

В концепции коранического гуманизма суммированы наработки десятков крупных муджтахидов последних столетий, но, прежде всего, мы опираемся на наследие российской богословской школы в лице таких ее представителей, как М. Бигиев, Ш. Марджани, Р. Фахретдин, Х. Фаизханов и др., которые в свое время были в авангарде движения по обновлению исламской мысли. Хочу обратить внимание, что речь не идет о какой-то «новой» концепции. На наш взгляд, коранический гуманизм – это сердце исламского вероучения, его вечная основа, которая в приложении к конкретному культурному и историческому контексту дает позитивные результаты.

Итак, попытаюсь вкратце резюмировать основные тезисы концепции коранического гуманизма.

1. Во-первых, коранический гуманизм учит возвышенному пониманию человеческой природы. К сожалению, в наше время доминирует биологическое понимание человека, которое трудно назвать возвышенным. Я полагаю, что, благодаря исламу, человеку может быть возвращено былое метафизическое величие.

Прежде всего, наша религия учит, что человек создан по образу Божьему. В одном из хадисов сказано: «Бог создал Адама по Его образу» (Муслим 4731). Имеется также сходный хадис: «Не уродуйте лица [людей], поскольку сын Адама – по форме Милостивого (ала сурат ар-Рахман)» (аш-Шайбани). Все классические комментаторы признают аутентичность этих хадисов, однако расходятся в их толковании. Оригинальную трактовку дает имам ал-Газали  по его мнению, здесь имеется в виду то, что человек вмешает в себе каждый род и вид, имеющийся в мире, являясь чем-то вроде микрокосма (см. «Нишу света»).

Далее, ислам учит тому, что первоначальная природа человека является правоверной. Согласно Корану, человек по своей природе является монотеистом и таковая его натура в субстанциальном плане неизменна: «Такова природа, с которой Аллах сотворил людей. Нет изменения (для) сотворенного Аллахом» (30:30). Правоверность природы основана на том, что в предвечный день Завета все души засвидетельствовали единобожие (7:172).

Ислам также учит, что человек является халифом, наместником Бога на земле (2:30). Человеку дано знание имен всех вещей. И он выше даже ангелов, которые поклонились ему (2:34).

Таким образом, коранический гуманизм возвращает нам величественное понимание человека: человек создан образу Всевышнего, его внутренняя неизменная природа правоверна, он является наместником Бога на земле, которому потенциально доступно совершенное знание. В этом свете не удивительно, что такие исламские мыслители, как ал-Газали и Ибн Араби, развили учение о Совершенном Человеке как о лучшем творении Всевышнего. Будучи понято в своей глубине, гуманистическое учение Корана, безусловно, служит противоядием от человеконенавистничества.

2. Во-вторых, коранический гуманизм учит братству человечества и этническому разнообразию. В Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего, что сотворил вас от одного существа, создав ему из него же пару и распространив от них обоих множество мужчин и женщин… – страшитесь [разрывать] родство [сие]» (4:1). Пророк Мухаммад (мир ему) также подчеркивал братство и единство человеческого рода. Ему принадлежат следующие слова: «О люди, воистину у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба – над арабом, светлокожего – над темнокожим, темнокожего – над светлокожим, разве только по их благочестию» (Ибн Ханбал). В отличие от секулярного представления о «братстве», исламская концепция братства не является спекулятивным утверждением, имеющим в лучшем случае биологическое обоснование. Напротив, это истина, возвещенная самим Всевышним, поэтому она имеет метафизическое и универсальное значение.

3. В-третьих, коранический гуманизм учит всеобщности божьего водительства. Начиная с сотворения человечества, Бог всегда наставлял его на истинный путь, посылая пророков. Божье водительство не ограничивается одним народом или одним регионом, но распространяется на все человечество. В Коране указано, что посланники были отправлены к каждому народу (16: 36), при этом Бог рассказал в Коране далеко не обо всех пророках. Согласно одному хадису, всего их насчитывается ок. 124 тысяч. При этом важно, что универсальность божьего водительства предполагает также единство пророческих посланий, которые все тождественны исламу (4: 163; 21: 92 и др.). Сущностью же ислама, то есть смирения перед Богом, является Единобожие, праведный образ жизни и вера в посмертное существование. Не нужно и говорить, что идея универсальности божьего водительства имеет фундаментальное значение для межрелигиозного диалога и борьбы с религиозным фанатизмом.

4. В-четвертых, коранический гуманизм учит доверять разуму и применять общие наставления в конкретных социокультурных условиях. Всевышний постоянно призывает нас в Коране: «задумайтесь», «наблюдайте», «осмысляйте» и пр. Притом знамения-айаты Всевышнего даны не только в Книге, но и в мире, и в самом человеке: «Мы представим им айаты Наши во Вселенной и в них самих» (41:53). Доверие к разуму является необходимым условием развития исламской мысли, философии и науки. Оно также востребовано в процессе реформы фикха, о которой так часто говорят в последнее время. Рационализм, стремление опереться на разумные аргументы, является условием комплексного, всестороннего понимания Слова Всевышнего, и этот подход выгодно отличает серьезных ученых от пропагандистов из числа радикалов.

5. В-пятых, коранический гуманизм учит преодолению эксклюзивизма. В Коране сказано: «Вы – лучшая из общин, созданная на благо людей…» (3:110). Это обращено к мусульманам – к смиренным перед лицом Господа. Обращено ли это ко всякому, кто произнёс шахаду или к тем, кто в сердце ближе к Богу, кто исполняет Его заповеди, прежде всего боголюбие, человеколюбие, милосердие, смирение и прочее? Этот вопрос ставил ещё ал-Газали в работе «Критерий различения ислама и ереси». И он пришёл к выводу о том, что нужно отличать юридическое понимание веры от сущностного, онтологического понимания веры. Не всякий, произнесший шахаду, автоматически становится смиренным перед Богом, и не всякий христианин, иудей или буддист в сердце далек от Бога. Очень часто дело обстоит противоположным образом. Это то, что хотел подчеркнуть Муса Бигиев, когда говорил: «Вера не является набором официальных слов, закрепившихся в памяти человека. Вера – это свет, сияющий в разуме и сердце человека, и она ведёт человека к добру, спасая его от падения в бездну уничтожения».

Коранический гуманизм призывает отойти от юридического понимания правоверия, возобладавшего в пост-аббасидский период вместе с социализацией религии. Мы не должны судить людей только по их словам, пусть сам Всевышний судит человека по чистоте его сердца! Добавлю, что с указанной идеей тесно связана концепция всеохватности божественной милости, развивавшаяся некоторыми исламскими богословами, – концепция всеобщности спасения (апокатастасис).

Итак, я выделил пять основных идей коранического гуманизма: возвышенное, метафизическое понимание человеческой природы; братство человечества и предопределенность этнического многообразия; всеобщность божьего водительства; доверие к разуму и его способности применять вечные принципы в конкретных исторических условиях; преодоление эксклюзивизма и всеохватность божественной милости. Это лишь базовые идеи коранического гуманизма. Между тем, имеется множество других вопросов правового характера, которые разъяснены в указанной концепции, но на которых, к сожалению, сейчас нет возможности остановиться. Если резюмировать частные правовые решения, то можно сказать, что то, чему учит коранический гуманизм, в этическом плане близко к умеренному консерватизму, к концепции «традиционных ценностей» в ее авраамической версии.

Теперь хотелось бы рассказать о практической деятельности, связанной с реализацией этих принципов в области исламского просвещения. Изложенные выше идеи разрабатывались нашими специалистами на протяжении нескольких лет, и это происходило в процессе активного интеллектуального обмена с крупнейшими религиозными мыслителями и исламоведами. Плоды этого взаимодействия можно видеть в богословских журналах «Минарет Ислама» и «Ислам в современном мире» – последний журнал является единственным в России ВАКовским изданием по специальности «теология».

Актуализации исламской религиозно-философской мысли посвящен альманах «Исламская мысль: традиция и современность», его первый номер вышел в конце апреля. В альманахе представлены работы ведущих отечественных и мировых специалистов по исламу, также даются переводы классиков российской богословской мысли. Мы надеемся, что альманах станет интеллектуальной площадкой по возрождению отечественной богословской школы и становлению современной исламской философии.

Указанный альманах является официальным журналом Международной научно-теологической конференции «Бигиевские чтения». В конце апреля мы провели уже третьи Бигиевские чтения, при этом была выбрана крайне актуальная тема: «Всеохватность божественной милость как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке». С материалами Чтений можно будет ознакомиться в ближайшее время.

С целью продвижения принципов коранического гуманизма нами не так давно был открыт сайт «Российское мусульманство», где собраны материалы, демонстрирующие то, как эти принципы могут быть реализованы в России. Сайт находится в стадии разработки, но уже сейчас там широко представлено наследие классиков российского богословия и работы современных мыслителей. Адрес сайта: www.IslamRF.org. Приглашаю всех желающих присоединиться к этому проекту!

Добавлю также, что в нашем издательстве «ИД Медина» постоянно выходят новые книги, так или иначе связанные с тематикой коранического гуманизма. Большинство из них представлены на сайте www.idmedina.ru. Обращаю ваше внимание, прежде всего, на фундаментальную монографию Т. Ибрагима «Коранический гуманизм» и на мою работу «Российское мусульманство…», где развиваются мысли, намеченные в этом докладе.

Полагаю, что в результате многолетней деятельности нам удалось создать большую базу материалов, демонстрирующих плюралистичный и творческий потенциал ислама. Все указанные работы интегрированы в учебный процесс в рамках Московского исламского института. Можно ожидать, что в ближайшие годы развитие отечественной богословской и правовой мысли значительно ускорится.

1 июня 2016 г., Пятигорск