09.01.2017
Интеллектуальный диалог как средство преодоления радикализма
Выступление первого  заместителя председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, ответственного секретаря Международного мусульманского форума Дамира Мухетдинова на VI Международном форуме «Ислам в мультикультурном мире: межконфессиональное согласие и преодоление радикализма», который прошел 17 декабря в Казани:

Уважаемые организаторы и участники VI Международного форума «Ислам в мультикультурном мире»!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую вас братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Свой доклад я хотел бы озвучить в продолжение тех тезисов, которые позавчера озвучил в пленарной части международной конференции с участием президента Ирана Хасана Рухани.

Говоря о радикализации мусульман, о тенденции мусульманской молодежи некритично воспринимать пропаганду крайностей и экстремизма, мы понимаем, что эти процессы обеспечиваются множеством апологетов воинствующего, узкого понимания ислама, целой богословской индустрией. Именно идеологические, а не материальные ценности гарантируют, в конечном счете, бесперебойное обеспечение человеческим ресурсом террористических группировок. Работа по ограждению мусульманской молодежи от экстремизма должна начинаться, по-моему убеждению, с интеллектуального диалога и полемики с представителями радикальных течений, если они не перешли грань и не пролили кровь. Я убежден, что с этими людьми возможен и необходим интеллектуальный диалог, поскольку они являются нашими братьями в исламе, пусть и заблудшими. Этот диалог должен вестись на всех уровнях и, в конечном счете, должен приобрести полноценную форму богословской дискуссии, которая, как я полагаю, вскроет все слабые стороны их подхода. К сожалению, до сих пор диалог шел медленно, и, возможно, в этом одна из причин того, почему джихадистские течения пользуются популярностью у молодежи.

В Священном Коране сказано:

وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ

«Держитесь крепко за вервь , которую Аллах (протягивает вам), и не разделяйтесь» (3: 103).

Всевышний (хвала ему) также говорит:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ

«Воистину, верующие — братья . Поэтому примиряйте (любых) двух (борющихся) братьев и бойтесь Аллаха, — быть может вы обретете милость» (49:10).

Я не стану перечислять все аяты Корана, где подчеркивается необходимость единения и примирения. Тема единства ислама и единства мусульман является одной из базовых в Коране и аутентичной Сунне.

Движения такфиристского типа разрушают эту связь внутри уммы. Но, несмотря на это, я считаю, что, провозглашать их неверными на основе их деяний значит уподобляться им самим. Делая это, мы закрываем путь к интеллектуальному диалогу, о котором шла речь выше. Обратим внимание на название нашего форума - «Ислам в мультикультурном мире: межконфессиональное согласие и преодоление радикализма». Каждая религия исходит из безусловной истинности своей доктрины и ошибочности других вероучений. Тем не менее, мы считаем нужным вести межрелигиозное взаимодействие и сотрудничество. При этом отказываем в праве изложить свою позицию и быть услышанными единоверцами, которые потеряли связь с гуманистической, нравственной природой ислама и встали на путь ригоризма, однако не потеряли веры по тем признакам, которые были сформулированы Пророков (мир ему) и многими поколениями ученых. В этом проявляется уязвимое место нашей идеологической позиции, некая двойственность, которая молодежью воспринимается как лицемерие и релятивизм.

Как известно, проблема веры и неверия – это очень тонкий и сложный богословский вопрос. В каком-то смысле мотивацию такфиристов можно понять, поскольку они, в конце концов, не обращаются к такфиру как к самоцели, но используют его в качестве средства демаркации: определив, что такое вера и каково правильное, на их взгляд, вероубеждение, они автоматически записывают в число неверных всех тех, кто не придерживается этого вероубеждения.

Более того, если не кривить душой, то нужно признать, что в истории ислама это было нормальной практикой – таким образом отдельные течения (мутазилиты, традиционалисты, ашариты, исмаилиты и др.) очерчивали свои границы и противопоставляли себя другим. Известный индонезийский мыслитель, Нурколиш Маджид, отмечал, что на то имелись не только богословские, но и социально-политические основания; возможно, в своей критике средневекового эксклюзивизма, характерного, кажется, для большинства направлений ислама (за исключением отдельных крупных муджтахидов), мы не всегда справедливы и не всегда учитываем сложность ситуации того времени. Как бы то ни было, но такфиристская и эксклюзивистская позиция в наше время уже неактуальна; сейчас мы больше нуждаемся в единении перед лицом внешних угроз и вызовов современного мира.

Нужно четко осознать, что единство уммы – это, прежде всего, духовное единство, но никак не единство во всех богословских и философских вопросах; учитывая многомерность ислама, последнее в принципе невозможно, иначе нам придется сузить ислам до какого-то одного типа вероубеждения – будь то традиционализм, ашаризм, матуридизм и пр.; я уже не говорю о том, что внутри самих этих школ нет доктринального единства, и при таком подходе, в конечном счете, наш «ислам» ограничится «единственно правильным» мнением какого-нибудь шейха, философа или политического активиста. Не это ли один из главных признаков такфиристского течения?

Таким образом, я полагаю, что в интеллектуальном диалоге с такфиристами необходимо, прежде всего, выбить почву из-под ног их такфира, а это значит – сменить установку с узкого и эксклюзивистского понимания ислама на плюралистичное понимание. Это может делаться как с помощью правовых и богословских аргументов (наиболее яркий пример – работы Абу Ханифы, ал-Газали и Ш. Марджани), так и с помощью современного исторического анализа, который показывает богатство и многомерность ислама.

Но это лишь первый этап диалога. Как правило, в основе такфиристских и радикальных движений лежит определенное вероубеждение, нередко подробно развитое. И тут мы должны иметь собственную интеллектуальную платформу, которая могла бы выступить серьезной альтернативой их вероубеждению, основанному на архаизирующем понимании ислама. Полагаю, что унификация подобной платформы невозможна, поэтому поделюсь лишь нашими разработками в этой сфере, не претендуя на то, что я выражаю истину в последней инстанции.

Я убежден, что адекватный диалог с такфиристами невозможен на почве архаизирующей платформы. Это не будет решением, поскольку не отвечает на те реальные вызовы, которые перед нами ставит современный мир. Ответ же может быть найден в обновленческом движении. Наша рабочая команда в ДУМ РФ и ММФ уже долгие годы ищет ответы на эти вызовы, и нам удалось развить интеллектуальную платформу обновленческого типа, которая получила наименование коранического гуманизма.

В методологическом плане коранический гуманизм призывает:

·       к систематической критике слепого таклида;

·       к обращению к контекстуализированному иджтихаду;

·       к критике хадисоцентричности;

·       к возвращению рационалистической установки;

·       к преодолению эксклюзивистских черт как отдельных исламских течений, так и уммы в целом;

·       к преодолению тенденции к внутренней замкнутости уммы.

В содержательном плане основные идеи коранического гуманизма сводятся к следующему:

·       признание братства и многообразия человечества;

·       признание исконной правоверности человеческой природы и ее сущностной неизменности;

·       вера в универсальность божьего водительства и, как следствие, признание религиозного плюрализма;

·       вера в боговдохновенный характер всех писаний авраамической традиции – в том числе Евангелия и Торы

·   вера во всеохватность божественной милости, или в возможность конечного спасения всех людей (апокатастасис)

В своих работах мы подробно обосновываем, что коранический гуманизм является исконным кораническим учением и что каждый из приведенных тезисов укоренен в Коране. Кроме того, все эти идеи в том или ином виде высказывались крупнейшими интеллектуалами богословами, муджтахидами ислама, и мы, по сути, претендуем лишь на то, что следуем той обновленческой линии, которая имелась в исламе уже с VIII в.

Таким образом, в рамках ДУМ РФ и ММФ мы разрабатываем вполне конкретный обновленческий проект, который мог бы выступить концептуальной альтернативой такфиризму и джихадизму и который позволил бы дать один из умеренных ответов на вопрос о соотношении исламских принципов и модерна. Повторюсь, что мы допускаем возможность и иных проектов. Все это должно развиваться в рамках детальных научных дискуссий, учитывающих как классическую исламскую традицию, так и современное исламоведение. Я полагаю, что процесс глобальной дискуссии запущен и потому XXI век не станет веком такфиристских и джихадистский движений, а станет веком интеллектуального и плюралистичного понимания ислама.

Спасибо за внимание!