10.12.2015
Ислам в Европе: текущее состояние и перспективы

Демография

На данный момент не существует консенсуса по поводу численности мусульман в Европе. Цифры, представленные исследовательскими группами, зачастую значительно разнятся.

Число мусульман по отдельным европейским странам, их доля от общего населения на 2010 год, материалы за 1990 год и проекция на 2030 год даны в Диаграмме 1 и Таблице 1 (по материалам Исследовательского центра «Пью»). Как мы видим, мусульманское население Европы выросло за 20 лет с 29.6 млн. (4.1%) до 44.1 млн. (6%); предполагается, что к 2030 году оно составит около 58 млн. человек (8%). Несмотря на довольно высокий рост, мусульманское население Европы составит к 2030 году лишь 3% от общемирового, что сопоставимо с современными цифрами (2.7%). К 2030 году в 10 европейских странах доля мусульманского населения будет превышать 10%: Косово (93.5%), Албания (83.2%), Босния и Герцеговина (42.7%), Македония (40.3%), Черногория (21.5%), Болгария (15.7%), Россия (14.4%), Грузия (11.5%), Франция (10.3%), Бельгия (10.2%). На данный момент в России проживает наибольшее число мусульман – около 16 млн. 379 тыс.; к 2030 году Россия сохранит статус самой исламизированной европейской страны (18 млн. 556 тыс.).

Степень прироста мусульманского населения снижается в последние годы. К 2030 году он должен составить 1.2%, что, тем не менее, значительно выше, чем у немусульманского населения, для которого будут характерны отрицательные показатели. Падение уровня прироста мусульман связано со снижением коэффициента фертильности и стабилизацией иммиграции.

Одной из причин увеличения мусульманского населения является высокий коэффициент суммарной рождаемости. Сегодня на каждую мусульманскую женщину в Европе приходится 2.2 ребенка, а на немусульманскую женщину – 1.5. Предполагается, что разрыв немного сократится к 2030 г. (2.0 vs. 1.6).

Другой причиной увеличения мусульманского населения является приток мигрантов из Южной Азии, Северной Африки, Турции и развивающихся стран. Самые высокие показатели у Испании (70 тыс.), Франции (66 тыс.), Великобритании (64 тыс.) и Италии (60 тыс.).

Важный фактор при оценке будущего мусульман в Европе – это возрастной состав населения. Если говорить в целом, то мусульманское население является более молодым.

Таким образом, можно говорить о том, что исламизация Европы идет умеренными темпами, и здесь не предвидится резких скачков; модель Еврабии или общеевропейского халифата представляется фантастичной и невозможной демографически (с этим согласны и аналитики Центра «Пью»). Вероятно, постепенный рост мусульманского населения будет сопровождаться более активным включением мусульман в социальную действительность, что не может не привести к трансформации самой этой действительности.


Политический контекст интеграции

С тех пор как европейским политикам стало понятно, что иммигранты не собираются возвращаться на родину, что их число будет только расти и что их включение в социальную жизнь не будет происходить «естественным образом», проблема интеграции этнических меньшинств встала на повестку дня. Более или менее основательно этим вопросом начали заниматься лишь 15-20 лет назад, а общая стратегия была выработана около 10 лет назад.

 

Закрепленные в Лиссабонском договоре базовые ценности ЕС предполагают, в частности, «признание человеческого достоинства, свободу, демократию, равенство, власть закона и уважение к правам человека»; при этом подчеркивается, что права человека включают в себя «права людей, принадлежащих к меньшинствам», а деятельность ЕС должна базироваться на плюрализме, отсутствии дискриминации и толерантности. Для реализации этих общих и абстрактных принципов задействуются конкретные механизмы. В случае с этническими и религиозными меньшинствами данные механизмы должны обеспечивать интеграцию в таких областях, как образование, рынок труда, рынок жилья и др. Главная задача политических институтов ЕС – это выработка адекватной стратегии, поддержка всех инициатив по реализации стратегии на локальном уровне, а также стимулирование политической активности по тем или иным направлениям. 


Официальный акт «Общие базовые принципы интеграции» был принят на первой министерской конференции в 2004 году. Основное внимание в нем уделено интеграции иммигрантов, то есть выходцев из тех стран, которые не являются членами ЕС. Однако, как отмечалось авторами документа, интеграционная стратегия должна также затронуть этнические и религиозные меньшинства, вне зависимости от наличия или отсутствия гражданства у их представителей. Примерно треть мусульман, проживающих в странах ЕС, не являются гражданами этих стран, поэтому интеграционные инициативы затрагивают их напрямую; в то же время большая часть оставшихся мусульман, несмотря на наличие гражданства, плохо интегрированы в социальную жизнь, и поэтому принятые инициативы затрагивают их косвенно.

Интересно, что, несмотря на значительные подвижки в понимании проблемы интеграции мусульманского населения, «Общие базовые принципы» подверглись значительной критике как недостаточно либеральные и слишком требовательные к иммигрантам. Критика способствовала выработке более определенной интерпретации первого пункта, которая была зафиксирована в последующих документах.


Образование

В 2008-2009 гг. сотрудниками Фонда Сороса проведено масштабное исследование жизни мусульман в 11 крупных европейских городах. Ими были рассмотрены следующие города: Антверпен, Амстердам, Берлин, Гамбург, Копенгаген, Лестер, Лондон, Марсель, Париж, Роттердам, Стокгольм.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. Образовательные успехи этнических меньшинств неоднозначны. В целом у них более низкий уровень образования, чем у представителей доминирующего этноса. Причины сложившейся ситуации многочисленны, но ключевым, по-видимому, является социально-экономический фактор. Имеются свидетельства того, что для мусульман религия играет стимулирующую роль в процессе образования. Во всех городах возрастает понимание роли дошкольного образования в дальнейшем образовательном и интеграционном процессе. Приняты меры для более широкой поддержки дошкольного образования. Также приняты меры против прямой и непрямой сегрегации мигрантских детей. Среди родителей (мусульмане и немусульмане) имеется запрос на этнически смешанные школы, которые позволили бы преодолеть притеснения и сегрегацию.

Несмотря на развитие ряда инициатив, ситуация в целом остается сложной. Представители этнических меньшинств продолжают страдать от расизма и дискриминации в их многообразных формах (избирательный подход, низкий уровень ожидания, непризнание идентичности, отсутствие условий для религиозной практики и т.д.). Требуются более широкие меры в подготовке учителей, а также, возможно, унификация политических стандартов по этому вопросу.


Рынок труда

Как также показало исследование Фонда Сороса, уровень активности на рынке труда среди мусульманских меньшинств ниже среднего. Безработица в их среде в несколько раз выше, чем средняя по странам. Также имеются свидетельства, что меньшинства более чувствительны к экономическим кризисам.

Еще одной проблемой является низкая оплата труда иммигрантов, именно низкая оплата труда выступает главной причиной бедности этнорелигиозных меньшинств. Мусульмане в целом отличаются низким уровнем квалификации, что обуславливает их задействованность на неквалифицированных работах. Они сталкиваются с многочисленными видами дискриминации на рынке труда: прежде всего, это дискриминация на этнической почве, но сама по себе принадлежность к Исламу также значительно снижает шансы на получение работы. Мусульманские женщины страдают от распространенных дресс-кодов, что способствует снижению их экономической активности, которая и без того является низкой.

Несмотря на сложную ситуацию, на всех уровнях действуют инициативы по активизации этнорелигиозных меньшинств на рынке труда и по борьбе с дискриминацией. При сравнении современного состояния с ситуацией 10-летней давности можно сказать, что эти инициативы уже дают первые плоды.


Жилищные условия и общественная безопасность

Специфическое расселение мусульман в европейских городах – это результат целого комплекса процессов. Изначально мусульмане прибывали в Западную Европу в качестве рабочих мигрантов для выполнения низкоквалифицированного труда.

Одной из важных проблем в жилищной сфере остается сравнительно высокий уровень сегрегации этнорелигиозных меньшинств. Мусульмане в 3 раза чаще проживают в районах с доминирующим этническим или религиозным меньшинством; они в 4.5 раза чаще проживают рядом с представителями той же религии, но при этом большинство из них (56.4%) все-таки живут в окрестностях со смешанным населением. Другой проблемой является бедность мусульманских районов, она оказывает негативное влияние на интеграцию меньшинств.

Несмотря на это, подавляющее большинство опрошенных мусульман (90%) довольны районом проживания. При этом мусульмане выступают за этнически смешанные районы и являются противниками сегрегации; этническое и религиозное многообразие они видят залогом сохранения собственной идентичности и успешной интеграции. Проводимые на муниципальном уровне мероприятия по борьбе с сегрегацией являются неоднозначными, и они требуют улучшения. Стоит также отметить, что мусульмане в 6.5 раз чаще сталкиваются с разнообразными формами дискриминации на рынке жилья.

В данный момент европейские власти справляются с обеспечением безопасности этнорелигиозных меньшинств. Однако требуются улучшения в методах фиксации преступлений на почве ненависти. Представители меньшинств проявляют высокую степень доверия по отношению к полиции; в некоторых городах этот показатель оказался значительно выше среди мусульман, чем среди немусульман. Мусульмане также в целом удовлетворены действиями полиции.


Политическая активность

Мусульмане пока еще слабо представлены в органах власти и в политическом поле, однако степень их репрезентации значительно выросла за последние годы и, по-видимому, в дальнейшем она будет расти. В 2005 году в парламент Великобритании прошли 4 кандидата с мусульманским бэкграундом, а в 2010 году – уже 8 кандидатов (6 лейбористов и 2 консерватора); кроме того, с 2010 по 2012 год сопредседателем Консервативной партии была мусульманка Саида Варси. В 2009 году в немецкий бундестаг прошли 20 кандидатов с мусульманским бэкграундом, а на последних выборах в земле Северный Рейн-Вестфалия мусульманской партии удалось впервые добиться положительного результата: «Альянс за мир и справедливость» («Bündnis für Frieden und Fairness») смог получить два мандата в муниципальном собрании.

Но этот случай является исключительным. Общая тенденция заключается в том, что мусульманские кандидаты по всей Европе выдвигаются в рамках основных политических партий и очень часто скрывают свою идентичность. Они стремятся показать, что они представляют своих избирателей, а не особую этническую или религиозную группу.

Французский сенатор, член социалистической партии Самия Гали замечает по этому поводу: «Я не хочу, чтобы меня воспринимали через призму моего происхождения… Давайте лучше говорить об образовании, медицине и строительстве жилья».


Масс-медиа

Из многочисленных исследований, мониторингов, опросов и др. видно, что европейские СМИ имеют тенденцию изображать Ислам в крайне негативном ключе, ассоциируя его с агрессией, терроризмом, угнетением женщин и нежеланием интегрироваться. Мусульмане озабочены как чрезмерной популяризацией данной темы, так и постоянными негативными коннотациями.

В рамках исследования Фонда Сороса выяснилось, что последователи Ислама подчеркивают важное различие между местными и федеральными СМИ в освещении Ислама и мусульман. Местные СМИ в большей степени ориентированы на локальные сообщества, в том числе на этнические меньшинства; они не склонны представлять мусульман как гомогенную группу.

Помимо благоприятной ситуации на уровне местных медиа, отмечены позитивные сдвиги и в других направлениях. Власти стали проявлять большую заинтересованность в проблеме представительства этнических и религиозных меньшинств в СМИ. В качестве реакции на однобокое мейнстримовое освещение Ислама стали появляться локальные инициативы по созданию более благоприятного образа Ислама (газеты, радио, блоги и др.). Отмечается также рост этнического разнообразия среди работников мейнстримовых СМИ. Наконец, как свидетельствуют материалы исследовательской группы «Миноритимедиа», в последние годы значительно выросло число мусульманских СМИ.


Мусульманские организации

Исламские организации являются движущей силой в медленной трансформации европейского общества, они реализуют тот потенциал, который заложен в мусульманских гражданах европейских государств, а также в многочисленных иммигрантах. Без понимания той ситуации, которая имеется с исламскими организациями, невозможно понимание как современного европейского Ислама, так и идеологических, социологических и политических перспектив Ислама в Европе.

Во-первых, европейский Ислам представляется полностью дезинтегрированным; общеевропейские исламские организации, которые бы пользовались хоть какой-то поддержкой, отсутствуют. Дезинтеграция проявляется также в отсутствии единого понимания места религиозности в современной жизни и, в частности, в европейском социуме.

Во-вторых, в отдельных странах чаще всего мы имеем дело с многочисленными и не связанными друг с другом (и, порой, конкурирующими) мусульманскими организациями. По-видимому, главная причина сложившейся ситуации – это тесная связь современного Ислама с этничностью (что вообще является общемировой тенденцией); объединение по этническому принципу настолько сильно, что оно затмевает универсализм Ислама и ведет к сектантству; тут стоит также отметить тесное взаимодействие некоторых этносов с организациями, управляемыми из других стран (это особенно актуально для турок и боснийцев).

В-третьих, вопреки распространенному мнению, радикальные течения не играют существенной роли в европейском Исламе. И дело тут не в том, что они запрещены (мы рассматриваем как официальные, так и неофициальные организации), а в том, что их удельный вес действительно незначителен.

Наконец, в-четвертых, реальная деятельность мусульманских организаций касается образования, воспитания, богослужения и представительства; короче говоря, она в основном направлена на то, чтобы обеспечить мусульманам достойную жизнь и найти им место в европейском обществе. Адекватные исламские организации не претендуют на создание общеевропейского халифата и введение норм шариата в правовую систему отдельных стран. Их позиция в целом является умеренной и ориентированной на интеграцию. При этом, однако, они не поддерживают ставший модным в последнее время радикальный либерализм европейской политики (гендерный вопрос, эрозия традиционной семьи, однополые браки, проблема морали и пр.).


Перспективы Ислама в Европе

Вопреки распространенному мнению, мусульмане не живут в Европе «параллельной жизнью» и не формируют «параллельное общество». В некоторых сферах они действительно менее активно включены в общественную жизнь, но налицо положительные тенденции, свидетельствующие о перспективах роста вовлеченности мусульман. Важным барьером для этого выступает дискриминация по религиозному и этническому признаку. Однако уровень дискриминации не является катастрофически высоким, и прилагаются серьезные усилия для того, чтобы минимизировать данный фактор.

В общем, положение европейских мусульман не такое безнадежное, каким его обычно представляют в отечественной литературе и отечественных СМИ. Вероятно, передовые европейские страны постепенно преодолевают этап сегрегации этнорелигиозных меньшинств и вступают в эпоху, когда меньшинства будут активно интегрироваться в социальную действительность, способствуя модификации самой этой действительности (что вытекает из логики «интеграции», как она понимается идеологами ЕС). Результатом данного процесса должно стать создание специфического «европейского Ислама», который будет опираться на концепт гражданства и характеризоваться ослабленной связью с неевропейскими этнокультурными традициями.

Дамир-хазрат Мухетдинов, ответственный секретарь Международного мусульманского форума, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации