30.12.2020
Москва
Дамир Мухетдинов — о результатах XVI Международного мусульманского форума и итогах 2020 года
Международный мусульманский форум, проходящий ежегодно в декабре, традиционно становится подведением итогов года и формулирует актуальные векторы развития на год предстоящий. 2020 год выдался весьма необычным и сложным, по-своему насыщенным событиями и новыми идеями. Наиболее знаковые итоги 2020 года анализирует в традиционном интервью по итогам обсуждений XVI Международного мусульманского форума «Культура встречи: религиозная этика в эпоху пандемии» ответственный секретарь ММФ, первый заместитель председателя ДУМ РФ, доктор теологии Дамир Мухетдинов.

— Дамир-хазрат, наиболее острой темой уходящего года оказалась новая европейская госполитика по отношению к мусульманским меньшинствам. Это важное изменение официальной риторики, которое не может не сказаться на политическом ландшафте Европы в целом.

— Вы знаете, когда я в течение многих последних лет в качестве ознакомления с российским опытом рассказывал о государственно-конфессиональном (государственно-исламском) взаимодействии в области финансирования уставной деятельности духовных управлений мусульман и исламского образования в Российской Федерации, я в ответ получал ухмылки многих мусульманских лидеров европейских стран, чиновников из министерств Франции, Германии и других государств Европейского союза, а также США. Они говорили, что «в России Владимир Путин и администрация президента хотят контролировать религиозную жизнь, ограничивать права и свободы». Имелась в виду политика российского государства в отношении собственного мусульманского населения, что включает и учреждение Екатериной II — немецкой принцессой на российском престоле — Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) с его историей, и запуск программы подготовки мусульманских кадров и интеллектуальной элиты, и работа специального фонда, финансирующего программы развития мусульманских институтов.

А сейчас европейцы сами пришли к тому, о чем Россия задумалась почти 20 лет назад, — об интеграции и социализации мусульманского сообщества. Однако, в отличие от России, инструментарием было выбрано совершенно иное, а именно ограничение прав верующих людей, оскорбление и шельмование их. Дошло до того, что чиновники Евросоюза называют ислам фашизмом и ставят знак равенства между этими словами.

Для меня очевидно, что рано или поздно государства Запада будут вынуждены изменить свою внутреннюю политику по отношению к проживающим в этих странах мусульманам, прежде всего в сфере подготовки кадров для религиозных организаций. Здесь все прозрачно и прогнозируемо как дважды два. Численность мусульманского сообщества в странах Запада постоянно увеличивается как благодаря высокой рождаемости, так и в силу миграционного притока. Можно попытаться ограничить эту миграцию, но отменить ее не удастся, потому что зачастую люди просто-напросто спасают свои жизни: из-за климатических изменений на Ближнем Востоке жить становится все сложнее, еды и воды не хватает, работы нет, социальных лифтов не существует. Чем больше численность мусульман, тем больше им надо имамов, хафизов и чтецов Корана, мударрисов — преподавателей основ ислама. Так как получить полноценное мусульманское теологическое образование в европейских странах практически невозможно (по крайне мере, до последнего времени так и было), духовные авторитеты приглашаются в общину из страны исхода: Турции, Марокко, Алжира, Туниса, Египта, Сирии и т. д.

Имамы, всю жизнь проведшие в той или иной мусульманской стране и получившие там богословское образование, приезжают в страны Европы для духовного служения и видят там «ужасную», на их взгляд, картину «всеобщего морального разложения». Может, и не все из них, но многие вспоминают хадис Пророка (мир ему): «Кто увидит греховное, тот пусть изменит его своими руками; а если не может руками, то изменит его словом, а если не сможет и таким образом — то пусть хотя бы в сердце не соглашается с ним». Дальше определенная часть прихожан пытается изменить это «зло» руками, хотя большинство делают это словами в своих домах, на своих кухнях.

Западные мусульмане, за редким исключением, отстранены от политической, культурной, финансово-экономической жизни тех государств, где они волею судеб проживают. В этом отношении, наши, российские мусульмане, хотя и долгие столетия развивались автономно от российского государства, сегодня в несравненно большей степени являются частью российского социума. Нашим мусульманам есть чем гордиться и в историческом плане, и в культурных, спортивных, военных достижениях, а также и в экономических успехах, если взглянуть на первые строки списков Forbes, и политических. К примеру, в первую десятку рейтинга глав субъектов Российской Федерации, по версии одного из аналитических центров, вошли три политика-мусульманина — президент Татарстана Рустам Минниханов, глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Башкортостана Радий Хабиров. Причем первые двое из списка входят в тройку лидеров. Другие аналогичные рейтинги, в принципе, подтверждают эти результаты. Я уже не говорю о политических и государственных деятелях на уровне депутатов, мэров городов, глав региональных парламентов и т. д.

Вспомним такую знаковую фигуру, как имам Шамиль: полжизни он воевал против Российской империи, но потом изменил свою парадигму, жизненный взгляд, осознал масштабы величия России. Увидев воочию, он был поражен заводами, железными дорогами, архитектурой, условиями быта, существовавшими в империи той эпохи. Не со всеми сторонами жизни он соглашался (например, представление в опере привело его в шок; он также был критиком социально-классового строя), но в итоге он понял, что Кавказ вне России никогда не сможет достичь столь высокого цивилизационного развития, которого достигли жители внутрироссийских местностей и городов. А теперь скажите: могут ли мусульмане Нидерландов или Швейцарии привести в пример хоть одну фигуру, которая внесла существенный вклад в историю этих государств и этих общин?

Вывод очевиден: западные мусульмане изолированы от западного социума. Западные политики будут делать все возможное и невозможное, чтобы преодолеть этот разрыв. Сегодня задан тренд на силовое, через колено, решение вопроса, как это мы видим по действиям политического руководства Франции. Я не верю, что таким образом можно решить столь сложный и масштабный вопрос. Посмотрим, каковы будут результаты такой политики. Однако мы полагаем, что мусульманские общины стран Запада так или иначе должны будут отреагировать на беспрецедентное вмешательство политиков в их внутреннюю жизнь, ибо это прямое нарушение конституций многих стран Запада, особенно конституции Пятой республики! Хорошо бы, если бы они смогли выработать адекватные ответы и перейти от противостояния к выгодным для всех сторон решениям. Мы готовы поделиться братскими советами и наставлениями, как безболезненно перейти к сотрудничеству с органами власти в странах Запада.

— Тем более что со стороны российских мусульманских мыслителей эти вопросы были изучены и осмыслены столетиями раньше, хотя, к сожалению, все это интеллектуальное наследие пока малодоступно не то что европейскому, даже русскоязычному читателю.

— На протяжении десятилетий мы делали все возможное, чтобы возродить память о великих богословах прошлого, которые стояли у истоков и развивали в России и других странах школу прогрессивного подхода к современному миру — школу джадидизма. Парадоксально, но часть муфтиев и имамов, ректоров исламских вузов, включая религиозных деятелей, прежде всего Республики Татарстан, последние годы бесконечно поливают грязью богословов-джадидов, противопоставляя их кадимистам и реакционерам. Такой масштабный тренд и идеологическое давление не повлияли на нашу позицию: мы гордимся Хусаином Фаизхановым и Шигабутдином Марджани, Исмаилом Гаспринским, Галимджаном Баруди, Ризаэтдином Фахретдином, Зыэтдином Камали, Али Каяевым и Сайфуллой-кади Башларовым, Абдуррахманом Расули, Мусой Бигиевым и другими просветителями, осознавшими необходимость реформ в исламском образовании и в образе мышления мусульман. В начале 2021 г. выйдет серия трудов на русском, татарском, арабском, староосманском языках, включая впервые вводимые в научный оборот, Хусаина Фаизханова, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Бигиева. А в течение 2021–2022 годов будем работать над изданием полных собраний сочинений этих авторов.

Многие идеи джадидов опередили свое время, иногда больше чем на столетие. Сегодня как никогда актуальны идеи Мусы Бигиева о всеохватности Божьей милости, которые противостоят устоявшемуся в исламской традиции с эпохи раннего Средневековья эксклюзивизму. При этом ничто из наследия джадидов не противоречит Корану, но основано на широком взгляде на Коран и Сунну, развивает идеи величайших мыслителей и богословов прошлого, от Абу Ханифы, Ал-Газали и Ибн Араби до Мухаммада Абдо и Рашида Риды, Мухаммада Икбала (трем последним, к сожалению, де-факто не удалось создать устойчивой богословской школы, так что в итоге в арабском и исламском мире победили консерваторы, а в определенных случаях и радикалы, тогда как идеи Абдо, Риды и Икбала остались на периферии).

Ислам в российской среде развивался особым путем, в первую очередь благодаря включенности российских мусульман в процессы промышленной революции XIX века, а также сотрудничеству с научным (востоковедным) сообществом Российской империи. Неслучайно первые географические точки распространения джадидизма — это Санкт-Петербургский императорский университет, где работали Хусаин Фаизханов, Мирза Казем-Бек, шейх Мухаммад ат-Тантави; Бахчисарай с его близостью к Турции и Европе, где развернулась активность Исмаил-бея Гаспринского; Нижний Новгород с его международной Макарьевской ярмаркой, одной из первых каменных мечетей и джадидским медресе Российской империи, где Гаспринский находил финансирование для своей деятельности у ключевых лиц российского мусульманского капитала того времени; Казань как центр мусульманского книгопечатания и деятельности интеллектуальной глыбы Марджани. Сегодня весь мусульманский мир, прежде всего общины в странах Запада, оказались в ситуации, когда окружающая среда с ее идеологическим базисом либерализма и неокапиталистическим образом жизни давит на последователей разных традиций и религий, включая ислам, чтобы они интегрировались в эту среду. Выходов, по сути, только три: вести войну с Западом, что заведомо проигрышно в условиях индустриальной отсталости мусульман; отказаться от религии и перейти на позиции атеизма, как иногда происходит в странах Запада (и как десятилетиями, вплоть до 1990-х гг. развивалась Турецкая Республика); попытаться модернизировать те консервативные установки, которые не имеют отношения к вероучению, но принимаются за таковые в силу того, что исламское богословие веками не прогрессировало. Мы готовы работать с третьей группой верующих, чтобы донести до них основные установки джадидизма, которые, безусловно, будут востребованы в силу своей безальтернативности.

— Обратим свой взор с Запада на условный Восток — наших ближайших соседей и братьев в странах СНГ. Сегодня в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Азербайджане и других республиках наблюдается настоящий исламский ренессанс, в полной мере поддерживаемый правительствами этих стран и их руководством на уровне президентов.

— Как первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, я хочу выразить полное удовлетворение процессами нашего взаимодействия с мусульманскими общинами стран СНГ. У нас имеется полное взаимопонимание с муфтиями и ректорами исламских вузов, а также с государственными деятелями и дипломатами всех ключевых стран СНГ. Муфтии стран СНГ, ректоры исламских вузов регулярно бывают на наших мероприятиях, в т. ч. выездных, и приглашают нас в свои страны. Переводятся на языки народов СНГ и издаются работы богословов как прошлого, так и современности. Наши наработки внедряются в учебные программы исламских вузов в странах СНГ. Так же как и религиозные деятели других мусульманских стран, наши братья в СНГ прекрасно осознают необходимость своевременных и правильных, соответствующих Корану и образу нашего Пророка (мир ему) реформ в мышлении. Подчеркну, что речь не идет о реформе ислама — мы всегда ведем речь об изменении системы взглядов рядовых мусульман и их духовных лидеров, но не ислама.

Многие инструменты государственно-исламского взаимодействия, показавшие свою пользу для уммы и для страны в целом в Российской Федерации, находят свое отображение и в братских странах СНГ. Так, аналог Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования был создан в Казахстане. У нас есть свое видение, стратегия и план реализации, как популяризовать богатейшее ханафитско-матуридитское и накшбандийское наследие Узбекистана и Средней Азии в целом.

На сегодняшний день по направлению духовных управлений мусульман республик СНГ мы принимаем абитуриентов на учебу в Московский исламский институт, по окончании которого они продолжают свое образование в Санкт-Петербургском государственном или Московском государственном университетах, а затем трудоустраиваем их в центральном аппарате или региональных духовных управлениях мусульман, а также пополняем молодыми кадрами Московский исламский институт. Выпускники Московского исламского института составляют сегодня костяк духовных кадров Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь. Эту практику мы намерены продолжить, включая в нее подготовку имамов для стран Европы, в том числе членов ЕС. В этом ряду Финляндия, Прибалтика, Украина, Польша, Германия и другие страны.

В целом российским религиозным, политическим и общественным деятелям, безусловно, необходимо более пристально обращаться (так не говорится, получается «сосредоточенно, внимательно обращаться», менять не стала, так как это его слова, на ваше усмотрение) к странам постсоветского пространства. Демографические проблемы, существующие в нашей стране, ближайшие десятилетия будут решаться исключительно за счет выходцев из Средней Азии (хотя и их иммигрантский потенциал небезграничен); не надо питать иллюзий о переезде к нам буров из ЮАР или старообрядцев из Южной Америки. Хотя не исключено, что в обозримом будущем мы увидим поток трудовых мигрантов из стран Ближнего Востока и Турции. Следовательно, уже сегодня надо думать над тем, как интегрировать этот свежий поток в российский социум.

Все, что я говорил выше относительно проблем интеграции мусульман в сообщества западных стран, в этой связи актуально и для Российской Федерации. Однако пока мы видим только два подхода, оба контрпродуктивных: подспудная, не проговариваемая вслух политика крещения детей мигрантов через навязывание в детских садах, школах, СМИ и даже больницах услуг православных священников и священников протестантизма, создание соответствующей инфраструктуры; либо игнорирование проблем многомиллионного мусульманского сообщества и лишение представителей ислама их основополагающих прав, в том числе права возводить мечети, права возвращать себе и возрождать исторически принадлежавшие общинам культовые здания. Широкий резонанс приобрел в этой связи призыв муфтия Гайнутдина относительно парка «Патриот». В этом парке, подведомственном Министерству обороны Российской Федерации, был возведен гигантский православный храм в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Муфтий Гайнутдин призвал возвести храмы и других религий, учитывая многонациональный и многорелигиозный характер Красной армии СССР.

Второй подход возобладал в свое время в Западной Европе — Франции, ФРГ, Нидерландах. Не решенная в 1960-х гг. проблема с интеграцией мигрантов первого поколения «выстрелила» только во втором-третьем поколении. Мы в России рискуем повторить эту ситуацию, потому что вопросом надо заниматься широко и основательно уже сейчас; при этом партнерами государства в его решении могут быть только авторитетные религиозные организации с четким видением будущего государственно-конфессиональных отношений, а не фирмы-однодневки или марионеточные муфтияты, созданные в кабинетах руководителей других религиозных традиций. До тех пор, пока государственные подходы не возобладают, все мы будем заложниками трендов, навязываемых вне пределов России или шовинистами разных мастей.

— В ходе XVI Международного мусульманского форума одним из смысловых акцентов стало анонсирование торжеств по случаю 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. В чем международная значимость этого события?

— Волжская Булгария — первое независимое мусульманское государство Европы, поэтому мы всегда считали, что память о ней необходимо беречь и приумножать. В этой связи муфтий Гайнутдин уже в 2016 г. в Казани обратился к ведущим государственным деятелям Республики Татарстан — Минтимеру Шаймиеву и Рустаму Минниханову — с предложением о широком праздновании 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии. В ходе своего онлайн-общения с президентом России Владимиром Путиным 4 ноября 2020 г. муфтий Гайнутдин обратился к нему с просьбой придать торжествам всероссийский государственный характер. Ответ последовал незамедлительно, и президентом уже дано поручение правительству Российской Федерации создать оргкомитет и начать обсуждение предложений о мероприятиях, которые должны будут пройти на государственном уровне по всей стране.

Важно понять, что масштабы Волжской Булгарии были значительны даже по средневековым меркам. Предшественником этого государства была Великая Булгария (VII в. н. э.) в южнорусских степях, породившая и Дунайскую Болгарию (VII в.), и балкарский народ на Северном Кавказе, и Волжскую Булгарию (VIII в.) на Средней Волге. Археологами зафиксированы и описаны памятники булгарской культуры от Пермского края (Рождественское городище) до Астраханской области (Саксин); булгарские изделия находят по всему Волжскому торговому пути вплоть до острова Готланд в Балтийском море. Когда булгары в ходе ожесточенного и отчаянного сопротивления нашествию монгольской армии вынуждены были скрываться, они обратились к владимиро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу. Согласно русскому историку и государственному деятелю В. Н. Татищеву, тот выделил им земли в своем княжестве, т. е. в северном течении Волги. Элементы культуры Волжской Булгарии находят у всех народов Поволжья и Урала, как тюркских, так и угро-финских. Потомками поволжских булгар принято считать современных казанских татар (и с большой долей вероятности чувашей), а они исторически проживают на всей территории России, от границ с Финляндией до Владивостока. Поэтому вполне логично, что празднование 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии — это праздник не одного субъекта Российской Федерации, а всей нашей страны.

В международном аспекте этот юбилей призван подчеркнуть, что исламская культура — отнюдь не чуждый европейской цивилизации компонент, а, напротив, государство- и культурообразующая его часть. Сегодня Европа сама переживает кризис идентичности, с одной стороны, оставаясь в парадигме мышления бывшего мирового колониалиста, а с другой — отрываясь от своих тысячелетних духовных основ. Под влиянием движения Black lives matter Старый Свет вынужден по-новому осмыслять и переосмыслять свое историческое наследие и сумеет трезво принять те его вехи, которые связаны с цивилизационным развитием, взаимодействием и диалогом культур и народов, о чем совсем недавно напомнил всему человечеству глава самой большой в мире религиозной организации Папа Римский Франциск. Дабы продемонстрировать солидарность со многими идеями папской энциклики Fratelli tutti, издательский дом «Медина» и Международный мусульманский форум накануне Рождества 25 января издали первый ее русский перевод.

Возвращаясь к вашему вопросу, в идеологическом плане 1100-летие официального принятия ислама народами Волжской Булгарии и его празднование задает парадигму для сотрудничества по многим направлениям — и азиатско-исламскому, и европейскому, по государственно-конфессиональному сотрудничеству и межрелигиозному диалогу.

Мы планируем, что в рамках юбилея в ведущих научных исламоведческих центрах состоятся научные конференции, семинары, круглые столы; будут сняты и продемонстрированы научно-документальные фильмы; изданы монографии, собрания сочинений и сборники статей; выйдут в эфир теле- и радиопередачи, посвященные юбилею; будут построены или отреставрированы мечети, медресе и другие объекты мусульманской инфраструктуры. Заработает диссертационный совет по исламской теологии. И, разумеется, по всей стране пройдут музыкальные и театральные представления наших лучших коллективов из Казани, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга. А кульминацией мероприятий станет XVIII Международный мусульманский форум в декабре 2022 г. Праздник должен быть общенародным и надолго остаться в памяти каждого, кто чтит российскую историю и богатую культуру многонациональной России! Ин ша Аллах!