22.11.2020
Москва
«Хартия республиканских ценностей»: нарушена свобода совести и презумпция невиновности
После недавних высказываний Макрона, в том числе его недавнего программного интервью, опубликованного в журнале Le Grand Continent, могло показаться, что накал страстей вокруг борьбы с «исламским сепаратизмом» несколько охладился.

Так, французский президент заявил, что «не стоит забывать, что более 80% жертв исламистского терроризма — представители мусульманского мира», и что «у нас общая судьба в противостоянии со всеми этими кризисами». Данные заявления могли бы прозвучать обнадеживающе, если бы не одно «но»: они прямо противоположны тому, что происходит в действительности.

Итак, недавно стало известно о том, что ранее высказанные Макроном намерения «управлять» мусульманской общиной Франции полицейскими методами уже воплощаются в жизнь. Причем воплощаются таким образом, что еще недавно было бы крайне трудно поверить, что такое вообще возможно в «просвещенной Европе», а особенно во Франции — стране, впервые в мире провозгласившей свободу, равенство и братство своих граждан.

Речь идет об ультиматуме, который Макрон выдвинул Французскому совету мусульманской веры (Conseil français du culte musulman) — центральной мусульманской организации Франции, в которой представлены ведущие мусульманские религиозные объединения страны. Смысл ультиматума заключается в том, что в пятнадцатидневный срок Совет должен принять «Хартию республиканских ценностей».

В чем же состоит цель и смысл этой «хартии»? Среди целей принятия документа заявлены «борьба с иностранным влиянием на французских мусульман» и «закрепление статуса ислама в качестве одной из религий, а не политического движения». Однако данные цели подкрепляются, мягко скажем, весьма странными мерами, которые едва ли имеют какое-либо отношение к республиканским ценностям. Так, в документе заявлено, что в целях «предотвращения радикализации» имамы должны проходить специальное лицензирование и постоянный «контроль качества». Помимо этого, хартия ограничивает право семей на домашнее образование для детей, предписывает строгие наказания (в т.ч. тюремное заключение) для родителей детей, которые пропускают школьные занятия, а самим детям должен быть присвоен специальный идентификационный номер, который позволит отслеживать посещение ими образовательных учреждений. Другие меры включают в себя постоянные всесторонние проверки деятельности мусульманских религиозных организаций, аудит финансов, строгий контроль содержания публикаций и проповедей и т.п.

«Хартия», добровольно-принудительно предложенная к согласованию Французскому совету мусульманской веры, на самом деле является частью практической реализации обширного доклада (порядка 250 страниц) за авторством экспертной группы при французском Сенате. Доклад озаглавлен как «Radicalisation islamiste : faire face et lutter ensemble» («Исламистская радикализация: «противостоять и бороться вместе»). Документ содержит подробное рассмотрение и обоснование тех мер, которые подразумеваются ультиматумом Макрона. Здесь можно ознакомиться с полным текстом доклада (https://www.senat.fr/rap/r19-595-1/r19-595-11.pdf), а здесь — с его кратким содержанием (https://www.senat.fr/rap/r19-595-1/r19-595-1-syn.pdf). Обратим особое внимание на то, что доклад был опубликован 7 июля 2020 года — т.е. незадолго до скандала с очередной публикацией карикатур и последующих трагических событий.

Все это в значительной степени расставляет точки над «i» и еще раз подтверждает то, что было сказано ранее относительно новой французской (анти-)исламской политики. По сути, под маской борьбы с радикализацией мусульман выстраивается система тотального полицейского контроля, в рамках которой французские мусульмане понимаются как заранее провинившиеся (!) по причине своей религиозной принадлежности. Иными словами, нарушаются принципы презумпции невиновности и свободы совести, поскольку система контроля выстроена на основе изначального подозрения по отношению к мусульманам как таковым, безотносительно их индивидуальных действий и особенностей.

Борьба с экстремизмом совершенно необходима; иногда неизбежны и даже необходимы точечные полицейские меры — в тех ситуациях, когда не остается никаких других решений. Однако системный, всеобъемлющий и, самое главное, унизительный контроль, который превращает десятую часть жителей Франции в заложников — это страшный сон, уже ставший явью. Теперь миллионы мусульманских семей рассматриваются правительством Франции в качестве потенциальных террористических ячеек, над которыми должен осуществляться перманентный параноидальный «присмотр». Очевидно, что источником паранойи в сложившейся ситуации станут не только французские государственные органы, но и многие простые французы, которые, к сожалению, могут поддаться искусственно нагнетаемым ксенофобным настроениям. Последствия этой политики могут стать поистине катастрофическими — всесторонняя эскалация насильственной риторики и действий, рост, с одной стороны, ультраправых и, с другой стороны, «исламистских» настроений, атмосфера всеобщего страха и отчуждения.

Остается надеется на то, что французская общественность, вне зависимости от религиозной принадлежности, встанет на защиту республиканских принципов и своих сограждан — французских мусульман, и не допустит претворения в жизнь преступной политики сегрегации. В свою очередь мы, российские мусульмане, всем сердцем поддерживаем наших французских братьев, а также всех тех, кто в такой трудный час солидарен с ними.

Обратим же к Всевышнему наши молитвы о мире и согласии между людьми!


Дамир Мухетдинов,

Ответственный секретарь ММФ,

Первый заместитель председателя ДУМ РФ,

Имам-мухтасиб Санкт-Петербурга и Ленинградской области