Фазлур Рахман Малик (21 сентября 1919 – 26 июля 1988) – один из самых известных мусульманских ученых-модернистов XX столетия. Он был известен как выдающийся теолог реформистских взглядов, который особое внимание уделял вопросам образования и иджтихада.
Фазлур Рахман родился в 1919 году в Пакистане, в тот момент эта страна была частью британской Индии. Первое образование он получил в своей семье. Его отец Мауляна Шихабетдин был мусульманским ученым, который имел большой авторитет в своем регионе. Уже к 10 годам Фазлуру Рахману удалось выучить Коран наизусть и освоить базовые основы исламской веры.
Высшее образование он получал в классических университетах: в Панжабском и Оксфордском. Именно в Оксфорде он написал и защитил свою докторскую диссертацию, которая была посвящена наследию персидского ученого Ибн Сины. После защиты диссертации он работал в Великобритании (в университете Дарема) и в Канаде (университет Макгилла). Работая в Англии Фазлур Рахман сосредоточил свое внимание на изучении классической исламской философии. Переехав же в Канаду его интересовали уже больше современные проблемы мусульманского мира.
В 1963 году Президент Пакистана Аюб Хан предложил Фазлуру Рахману вернуться на родину, чтобы возглавить Центральный институт исламских исследований. Фазлур Рахман принял предложение и проработал на этой должности до 1968 года. Вернувшись в Пакистан он еще больше углубляется в вопросы современной исламской жизни. Все его работы того периода касаются проблем современного ему исламского мира.
Помимо руководства Институтом он был главным редактором исламоведческого журнала, который издавался в возглавляемом им Институте. Этот период был очень продуктивным для карьеры Фазлур Рахмана, так как за это время ему удалось опубликовать более двадцати статей и две монографии.
После ослаблений позиций Президента Пакистана Аюба Хана и критики со стороны консервативно настроенных ученых Фазлур Рахман переехал в США, где преподавал в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса и Чикагском университете. Именно в Чикаго он создал сильную научную и образовательную программу изучения Ближнего Востока, которая стала одной из лучших в мире.
Теория и практика интеллектуального динамизма
Фазлур Рахман имел хорошее классическое образование, неординарный аналитический ум и талант организатора. Кроме того, он был известным полиглотом. Помимо урду, персидского, арабского и английского языков, которые он знал с детства, Фазлур Рахман выучил классический греческий и латынь, а также немецкий и французский языки. Все это позволило ему стать одним из крупнейших ученых-мусульман XX столетия.
В своей научной работе Фазлур Рахман призывал к интеллектуальному динамизму, который и является по его мнению основой исламской традиции. Он критически относился к средневековой мусульманской теологии и философии из-за ее неспособности создать моральное и этическое мировоззрение основанное на коранических ценностях. По мнению Фазлур Рахмана современный консерватизм исламского мира является явлением временным и скорее ответом на политические и экономические неудачи мусульманского мира. Основой же причиной этих неудач Фазлур Рахман называл застой в системе исламского образования, который начался в Средние века. Именно отставание в образовательной сфере привело, по его мнению, к неадекватному пониманию Корана. В связи с этим Фазлур Рахман призывал преодолеть разрыв между традиционным и современным образованием. Ведь именно отставание традиционного исламского образования от современных актуальных процессов стало одной из причин, почему мусульманский мир находится в ситуации стагнации.
Основная убежденность Фазлура Рахмана была связана с идеей, что социальные изменения это исторический факт, который исламский мир игнорировать не может. По этой причине мусульманский ученый, на его взгляд, должен уделять значительное внимание осмыслению социальных трансформаций. Возможно по этой причине, его особенно интересовали труды мусульманского ученого и социолога Ибн Халдуна. Умение интеллектуально реагировать на социальные вызовы и являлось для Фазлур Рахмана основной характеристикой интеллектуального динамизма.
Возрождение исламского мира для Фазлура Рахмана было возможно не только через реформацию на теоретическом уровне, но и через связь этой теории с практической жизнью. Он считал, что эти две составляющие человеческой жизни должны гармонично сосуществовать – практики должны реализовывать проекты, разработанные учеными и политиками. Это убеждение во многом связано с тем, что сам Фазлур Рахман сочетал в себе две эти составляющие – с одной стороны, он имел глубокие знания исламской классической философии и современной социальной теории, а с другой у него был большой практический опыт руководства целым Институтом в Пакистане и взаимодействия с политической элитой этой страны. Такое сочетание возможно и сделало Фазлур Рахмана одним из самых интересных и оригинальных мусульманских интеллектуалов XX века.