14.05.2019
Халед Абу aл Фадл. Иджтихад как путь к этическому гуманизму

Халед Абу aл-Фадл (род. 1963 в Кувейте) – один из крупнейших современных исламоведов и исламских ученых. Ал-Фадл заслуженный профессор права и руководитель программы исламских исследований Калифорнийского университета в  Лос-Анджелесе, который написал сотни статей и десятки книг по шариату, проблеме реформы фикха, проблеме ислама и прав человека, а также по вопросу положения женщины в исламе. Помимо этого он довольно много и часто публикуется в таких известных СМИ как The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, The Los Angeles Times и The Boston Review.

Работы Абу ал-Фадла были переведены на множество языков – арабский, персидский, французский, норвежский, голландский, русский, вьетнамский и японский.

Абу ал-Фадр, родившись в Кувейте, сочетает в своей биографии образовательный и преподавательский опыт стран Запада и мусульманского мира. С одной стороны он закончил такие университеты как Йель (бакалавриат), Принстон (магистратура и докторская по исламскому праву), Пенсильванский университет (докторская по юриспруденции). С другой стороны, он имеет 13-летний опыт преподавания исламской юриспруденции, грамматики и красноречия в Египте и Кувейте.

Взгляды

Основной акцент в своей теоретической работе Абу ал-Фадл делает на вопросе иджтихада. Его работы сегодня особенно ценны, так как это пример использования контекстуального иджтихада в рамках светского общества. По мнению Абу ал-Фадла, именно иджтихад «естественным образом ведет ислам» к этическому гуманизму, а также к справедливости и красоте, которые помогают достичь воли Всевышнего. Объектом критики Абу ал-Фадла является то, что он называет пуританским взглядом на ислам, в котором, на его взгляд, отсутствует достаточный интерес к вопросам морали.

По мнению ал-Фадла террористическая атака на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года была логическим продолжением развития пуританского взгляда на ислам, который установился в некоторых мусульманских странах, а также среди части исламского сообщества в Европе и Америке в 1970е годы. В противовес пуританскому взгляду Абу ал-Фадл выступал за религиозный и культурный плюрализм, демократические ценности и права женщин.

В конце 2016 г. ал-Фадл издал фетву, посвященную хиджабу (в узком смысле – т.е. покрытию головы). Она имеет следующий заголовок: «О том, что разрешено не носить хиджаб».

Как отметил Дамир Мухетдинов в своей статье «Проблема хиджаба в контексте светской системы образования», в этой фетве ал-Фадл анализирует релевантные коранические айаты, а также хадисы и литературу по классическому фикху. Кроме того, он учитывает то обстоятельство, что подозрение к хиджабам в западном обществе возросло, и их ношение может иметь негативные последствия с точки зрения общих целей шариата (т.е. вредить распространению религии Всевышнего). Ал-Фадл делает следующий вывод:

«Если хиджаб заставляет женщину выделяться на фоне других женщин, и привлекает к ней ненужное внимание, неся риск нанесения ей вреда, то для женщин, проживающих в Соединенных Штатах, допустимо НЕ носить хиджаб. Это также связано с тем, что, согласно социальным привычкам и обычаям США, женщина, демонстрирующая свои волосы, не будет считаться нескромной или распущенной. По моему мнению, стремление женщины выделить себя или быть объектом нанесения вреда, защищая лишь свое право носить хиджаб, в целом противоречит целям шариата. Более соответствует целям шариата то, чтобы женщина сосредоточила внимание на просвещении своих сограждан в вопросах ислама и мусульманской уммы, а не привлекала взгляды из-за своего внешнего вида.»

По мнению Абу ал-Фадла для «золотого века ислама» была характерна многочисленность традиций. Кроме того, золотое время характеризуется тем, что в исламском обществе само стремление к знанию было проявление поклонения Всевышнему. Сегодня же, как считает Абу ал-Фадл, большинство мусульманских мыслителей потеряли самокритичность и проницательность заменив их фантастическим уровнем самоуверенности и высокомерия. По этой причине в своей работе этот арабо-американский мусульманский ученый стремится воспитать новое поколение рефлективных исламских интеллектуалов.