Ляйлят аль-исра ва-ль-мирадж - Перенесение и вознесение Пророка
В ночь на 27-е число месяца раджаба мусульманского лунного календаря произошло чудесное путешествие (исра) Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим) и его вознесение (мирадж) на небо к Божественному престолу, где имел общение со Всевышним Аллахом. Ангел Джибриль явился к нему с крылатым животным по имени аль-Бурак и перенес его «из Священной мечети в Отдаленнейшую мечеть» (Бл. Коран, 17:1). Во время этого события мусульманам в обязанность был предписан ежедневный пятикратный намаз. В 2021 г. по григорианскому календарю эта ночь приходится на ночь с 10 на 11 марта.
События этой ночи описаны Всевышним в Своей книге. В частности, 17-ая сура Благородного Корана называется «аль-Исра» - «Ночной перенос»:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا ۚ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Слава (Аллаху), Который перенес ночь Своего раба из Священной мечети в Отдаленнейшую мечеть* , окрестности которой Мы благословили, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Воистину, Он — Слышащий, Видящий (все вещи) (Бл. К., 17:1).
Значение этих событий передано в тафсире Абдуллы Юсуфа Али (ИД «Медина», 2007):
«В начале 17-й суры повествуется о ночном путешествии Пророка Мухаммада: он был перенесен из Священной мечети Мекки (Каабы) в Отдаленнейшую мечеть в Иерусалиме в одну ночь и стал свидетелем нескольких знамений Аллаха. Большинство комментаторов воспринимают это ночное путешествие (исра’) буквально. Хадисы детально описывают это путешествие, и их изучение помогает понять его смысл. Пророк сначала был перенесен к месту ранних Откровений в Иерусалиме, а затем был поднят на седьмое небо к Высочайшему Трону. Испанец Мигель Асин, профессорарабист из Мадридского университета, доказал, что литература в жанре ми‘радж оказала большое влияние на средневековую европейскую литературу, в особенности на «Божественную комедию» Данте, ставшую целой эпохой в средневековой европейской литературе.
Ссылка на эту великую историю ми‘раджа наилучшим образом показывает человеческую душу в ее религиозном росте. Первым шагом в этом росте должно быть нравственное поведение, уважение к правам родителей и детей, доброе отношение к собратьям, храбрость и твердость в час опасности, чувство личной ответственности и чувство присутствия Аллаха во время молитвы и прославления Господа».
___________________
* имеется в виду Храм Соломона [Сулеймана] в Иерусалиме на холме Мориа; на месте Храма, разрушенного в 70 г. римлянами, находится скальный храмовый комплекс, начало возведения которого относится ко времени второго праведного халифа Умара. В комплекс входят Купол храмовой Скалы (Куббат асСахра) и собственно мечеть альАкса («Отдаленнейшая»). Строительство Купола Скалы и мечети альАкса были завершены омейядским халифом АбдульМаликом в 691 г. «Отдаленнейшей» она названа потому, что это было местом поклонения на самом дальнем западе, известном арабам времен Пророка Мухаммада; это было святое место и для иудеев, и для христиан. Но ни те, ни другие не пытались восстановить Храм, даже когда Иерусалим вошел в состав Византийской (Римской) Империи, чей правитель утверждал патриархов в Иерусалиме.
Основные даты, связанные с Храмом, следующие: он был достроен Соломоном примерно в 1004 г. до н. э., разрушен вавилонянами под предводительством Навуходоносора примерно в 586 г. до н. э., перестроен при Ездре и Неемии примерно в 515 г. до н. э., превращен в идолопоклоннический храм одним из последователей Александра Македонского, Антиохом Епифанием в 167 г. до н. э., перестроен Иродом в период с 17 по 29 г. н. э. и полностью разрушен императором Титом в 70 г. Эти взлеты и падения включены в число величайших знамений религиозной истории.
События этой ночи описаны Всевышним в Своей книге. В частности, 17-ая сура Благородного Корана называется «аль-Исра» - «Ночной перенос»:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَىٰ بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا ۚ إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
Слава (Аллаху), Который перенес ночь Своего раба из Священной мечети в Отдаленнейшую мечеть* , окрестности которой Мы благословили, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Воистину, Он — Слышащий, Видящий (все вещи) (Бл. К., 17:1).
Значение этих событий передано в тафсире Абдуллы Юсуфа Али (ИД «Медина», 2007):
«В начале 17-й суры повествуется о ночном путешествии Пророка Мухаммада: он был перенесен из Священной мечети Мекки (Каабы) в Отдаленнейшую мечеть в Иерусалиме в одну ночь и стал свидетелем нескольких знамений Аллаха. Большинство комментаторов воспринимают это ночное путешествие (исра’) буквально. Хадисы детально описывают это путешествие, и их изучение помогает понять его смысл. Пророк сначала был перенесен к месту ранних Откровений в Иерусалиме, а затем был поднят на седьмое небо к Высочайшему Трону. Испанец Мигель Асин, профессорарабист из Мадридского университета, доказал, что литература в жанре ми‘радж оказала большое влияние на средневековую европейскую литературу, в особенности на «Божественную комедию» Данте, ставшую целой эпохой в средневековой европейской литературе.
Ссылка на эту великую историю ми‘раджа наилучшим образом показывает человеческую душу в ее религиозном росте. Первым шагом в этом росте должно быть нравственное поведение, уважение к правам родителей и детей, доброе отношение к собратьям, храбрость и твердость в час опасности, чувство личной ответственности и чувство присутствия Аллаха во время молитвы и прославления Господа».
___________________
* имеется в виду Храм Соломона [Сулеймана] в Иерусалиме на холме Мориа; на месте Храма, разрушенного в 70 г. римлянами, находится скальный храмовый комплекс, начало возведения которого относится ко времени второго праведного халифа Умара. В комплекс входят Купол храмовой Скалы (Куббат асСахра) и собственно мечеть альАкса («Отдаленнейшая»). Строительство Купола Скалы и мечети альАкса были завершены омейядским халифом АбдульМаликом в 691 г. «Отдаленнейшей» она названа потому, что это было местом поклонения на самом дальнем западе, известном арабам времен Пророка Мухаммада; это было святое место и для иудеев, и для христиан. Но ни те, ни другие не пытались восстановить Храм, даже когда Иерусалим вошел в состав Византийской (Римской) Империи, чей правитель утверждал патриархов в Иерусалиме.
Основные даты, связанные с Храмом, следующие: он был достроен Соломоном примерно в 1004 г. до н. э., разрушен вавилонянами под предводительством Навуходоносора примерно в 586 г. до н. э., перестроен при Ездре и Неемии примерно в 515 г. до н. э., превращен в идолопоклоннический храм одним из последователей Александра Македонского, Антиохом Епифанием в 167 г. до н. э., перестроен Иродом в период с 17 по 29 г. н. э. и полностью разрушен императором Титом в 70 г. Эти взлеты и падения включены в число величайших знамений религиозной истории.