В середине 19 века в Египте родился один из самых крупных мусульманских ученых и интеллектуалов, который оказал огромное влияние на современное исламское общество и которого называют основателем мусульманского модернизма. Его имя Мухаммад Абдо.
Мухаммад Абдо стал известен прежде всего как человек, который посвятил значительную часть своих работ теме шариата и реформы системы исламского образования. При жизни он был известен как видный общественный и религиозный деятель, который с 1899 по 1905 годы имел статус Главного муфтия Египта.
Абдо родился в 1849 году в Египте в семье, которая по одним данным имела туркменское происхождение, а по другим - отцом Абдо был турок, а матерью была египтянка. Его дядя был шейхом суфийского ордена, это оказало значительное влияние на начальной стадии карьеры Абдо.
Семья относилась к элите египетского общества. Первое образование он получил в частной школе города Танты. В возрасте 13 лет его отдали в школу суфийского шейха Саида аль-Бадави при мечети “Ахмадия”. Через некоторое время он сбежал оттуда и женился. В 17 лет он поступил в крупнейшее мусульманское учебное заведение Египта - в университет Аль-Азхар, где в течении нескольких лет он изучал логику, философию и мусульманский мистицизм. В университете его преподавателем был один из крупнейших мусульманских ученый-реформатор Джамал аль-Дин аль-Афгани.
В 1877 году Мухаммад Абдо получил статус алима и начал преподавать теологию и логику в университете Аль-Азхар. Через год он получил статус профессора в Каирском университете, кроме того он стал редактором официальной государственной газеты аль-Вакаи аль-Мисрия. На страницах этой газеты он выступал на реформирование многих аспектов жизни египетского общества. В системе образования детей Абдо выделял два основных аспекта - религиозное и научное. Если религиозное образование необходимо, чтобы ребенок получил нравственную базу, то научное, по его мнению, нужно, чтобы научить его критически рассуждать.
В 1882 году Мухаммад Абдо был на 6 лет выслан из страны англичанами, за его антиколониальные идеи и поддержку египетского восстания 1879 года во главе с Ахмедом Ораби. Эти годы он провел сначала в Османской империи, а именно на территории Ливана, где был вовлечен в формирование исламского образования. 1884-1885 годы он провел во Франции и Англии, после чего снова вернулся в Ливан, где вернулся к преподаванию. Живя в Бейруте и общаясь с преподавателями разных конфессий Мухаммад Абдо стал выступать за идею диалога религий - в первую очередь между мусульманами, христианами и иудеями.
После возвращения в 1888 году в Египет Абдо получил статус судье, а в 1899 году получил должность Верховного муфтия Египта. После возвращения в Египет Абдо часто посещал Европу - встречался с учеными университетов Оксфорда и Кембриджа, работал в библиотеках Вены и Берлина, изучал французское право. В своей просветительской работе Абдо выступал за реформу системы образования и считал, что беда мусульман в том, что они неправильно понимаю свою религию и страдают от деспотизма своих правителей. По мнению Абдо, мусульмане не могут в своей жизни полагаться только на тексты средневековых священнослужителей. Он считал, что в исламе человек имеет возможность использовать также свой разум и знания. Абдо полагал, что в исламе человек получает независимость воли и мнения, который позволяет ему развиваться. Абдо был убежден, что ислам это единственная религия догмы которой можно доказать логическими рассуждениями.