Cписок ЮНЕСКО пополнился объектами из исламского мира
Недавно прошла 44 сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Она проходила в онлайн формате. На данной сессии был обновлен список культурного достояния всего человечества и в него вошли некоторые объекты исламского мира.

Транс-иранская железная дорога

Транс-иранская железная дорога соединяет Каспийское море на северо-востоке с Персидским заливом на юго-западе, пересекая два горных хребта, а также реки, нагорья, леса и равнины и четыре различные климатические зоны. Строительство железной дороги началось в 1927 году и завершилось в 1938 году. Железная дорога протяженностью 1394 км была спроектирована и построена в результате успешного сотрудничества между правительством Ирана и 43 строительными подрядчиками из разных стран. Транс-иранская железная дорога отличается своими масштабом и инженерными работами, необходимыми для преодоления крутых маршрутов и других препятствий. Строительство дороги потребовало обширных горных работ в отдельных районах, в то время как пересеченная местность в других районах требовала строительства 174 больших мостов, 186 малых мостов и 224 туннелей, в том числе 11 спиральных туннелей. В отличие от большинства ранних железнодорожных проектов, строительство Транс-иранской железной дороги финансировалось за счет национальных налогов с целью избежать иностранных инвестиций и контроля.

Культурный район Хима

Расположенный в засушливой горной местности на юго-западе Саудовской Аравии, на одном из древних караванных маршрутов Аравийского полуострова, Культурный район Хима содержит значительную коллекцию наскальных изображений, иллюстрирующих сцены охоты, фауну, флору и образ жизни в условиях культурной преемственности на протяжении 7000 лет. Путешественники и армии, разбивавшие лагеря в этой местности, оставляли множество наскальных надписей и петроглифов на протяжении веков и до конца ХХ века, большинство из которых сохранились в первозданном виде. Надписи были выполнены на разных языках, в том числе на муснадском, арамейско-набатейском, южно-арабском, на языке Талмуда, греческом и арабском. Этот объект и его буферная зона также богаты неизведанными археологическими ресурсами в виде кернов, каменных сооружений, захоронений, каменных орудий и древних колодцев. Это место находится на территории старейшего из известных пропускных пунктов на важном древнем пустынном караванном маршруте, где колодцы Бир Хима датируются по крайней мере 3000 лет и до сих пор являются источниками пресной воды.

Курган Арслантепе

Курган Арслантепе - это археологический памятник высотой 30 метров, расположенный на равнине Малатья в 12 км к юго-западу от реки Евфрат. Археологические находки на территории этого объекта свидетельствуют о его заселении, по крайней мере, с 6-го тысячелетия до нашей эры до периода поздней Римской империи. Самые ранние слои раннего урукского периода характеризуются глинобитными домами первой половины 4-го тысячелетия до нашей эры. Наиболее заметным и процветающим периодом в истории объекта был поздний халколит, в течение которого был построен так называемый дворцовый комплекс. Существуют также значительные свидетельства раннего бронзового века, наиболее ярко выраженного в Комплексе царских гробниц. Затем археологическая стратиграфия распространяется на палео-ассирийский и хеттский периоды, включая неохеттские уровни. Объект иллюстрирует процессы, которые привели к возникновению на Ближнем Востоке государственного общества и сложной бюрократической системы, существовавшей до появления письменности. Здесь были раскопаны исключительные металлические предметы и оружие, в том числе самые ранние из известных в мире мечей, что предполагает начало форм организованного боя как прерогативы элиты, демонстрировавшей их в качестве инструментов своей новой политической власти.

Культурный ландшафт Хавраман / Ураманат

Отдаленный и горный ландшафт Хавраман / Ураманат свидетельствует о традиционной культуре народа хаврами, агроскотоводческого курдского племени, населявшего регион примерно с 3000 г. до н.э. Этот объект, расположенный в самом сердце гор Загрос в провинциях Курдистан и Керманшах вдоль западной границы Ирана, включает два компонента: Центрально-Восточную долину (Жаверуд и Тахт в провинции Курдистан) и Западную долину (Лахун в провинции Керманшах). Образ жизни жителей этих двух долин был адаптирован на протяжении тысячелетий к суровой горной среде. К отличительным особенностям местной культуры и жизни полукочевого народа хаврами, проживающего в низменностях и горных районах в различные сезоны года, относятся многоуровневая планировка и архитектура на крутых склонах, садоводство на террасах из сухого камня, животноводство и сезонная вертикальная миграция. О непрерывном присутствии этого народа на территории ландшафта, который также характеризуется исключительным биоразнообразием и эндемизмом, свидетельствуют каменные орудия, пещеры и скальные укрытия, курганы, остатки постоянных и временных поселений, а также мастерские, кладбища, дороги, деревни, замки, и др. Двенадцать деревень, включенных в состав объекта, иллюстрируют эволюцию ответных мер народа хаврами на нехватку плодородных земель в горной среде на протяжении тысячелетий.

Ас-Сальт - место терпимости и городского гостеприимства

Город Ас-Сальт, построенный на трех близлежащих холмах в горной местности Балка в западной и центральной частях Иордании, был важным торговым связующим звеном между восточной пустыней и западом. В течение последних 60 лет Османского периода регион процветал благодаря переселению купцов из Наблуса, Сирии и Ливана, заработавших свои состояния на торговле, банковском деле и сельском хозяйстве. Это, в свою очередь, привлекло квалифицированных ремесленников из различных частей региона, которые работали над превращением скромного сельского поселения в процветающий город с самобытной планировкой и архитектурой, характеризующейся крупными общественными зданиями и семейными резиденциями, построенными из местного желтого известняка. В центре города находится около 650 важных исторических зданий, в которых сочетаются европейский модерн, неоколониальный стиль и местные традиции. Несегрегированное развитие города отражает терпимость между мусульманами и христианами, развивавшими традиции гостеприимства, о чем свидетельствуют Мадафас (гостевые дома, известные как Дауаин) и система социального обеспечения, известная как Такафул Иджтимай. Эти материальные и нематериальные аспекты возникли в результате смешения сельских традиций и практик буржуазных купцов и торговцев во времена Золотого века развития Ас-Сальта с 1860-х по 1920-е годы.

Мечети в суданском стиле на севере Кот-д'Ивуара

Восемь небольших глинобитных мечетей в городах Тингрела, Куто, Соробанго, Саматигила, М'Бенге, Конг и Кауара характеризуются выступающими деревянными балками, вертикальными контрфорсами, увенчанными предметами керамики или страусиными яйцами, а также сужающимися минаретами. Они представляют собой интерпретацию архитектурного стиля, возникшего примерно в XIV веке в городе Дженне, который тогда входил в состав Малийской империи и процветал благодаря торговле золотом и солью с Северной Африкой через Сахару. В частности, с XVI века стиль распространился на юг из пустынных регионов в суданскую саванну, в то время как постройки становились ниже, с более широкими контрфорсами, в связи с более влажным климатом. Мечети являются лучше всего сохранившимися из 20 подобных построек в Кот-д’Ивуаре, где в начале прошлого века существовали сотни подобных зданий. Отличительный суданский стиль мечетей, характерный для региона саванн в Западной Африке, развился между XVII и XIX веками, когда торговцы и ученые начали расселяться к югу от Малийской империи, расширяя транссахарские торговые маршруты в лесную зону. Они представляют собой весьма важные свидетельства транссахарской торговли, которая способствовала распространению ислама и исламской культуры, и отражают слияние исламских и местных архитектурных форм в весьма своеобразном стиле, сохранившемся с течением времени.

Источник информации:

whc.unesco.org