11.04.2019
Мусульманские проповедницы против радикализма в Марокко

Марокко находится в регионе, уязвимом для вербовки террористов, однако на его собственной территории с 2011 года, когда террористы разбомбили кафе в Марракеше, не случалось значительных террористических актов. Одновременно с этим именно этнические марокканцы оказались основными действующими лицами многих террористических актов, которые ИГИЛ (*запрещенная в России организация) организовала в Европе. Например, единственно выжившим во время чудовищного теракта в Париже в 2015 году был француз марокканского происхождения. Также этническими марокканцами были террористы, которые организовали взрывы в Брюсселе в 2016 году и теракт в Барселоне в 2017.


По данным Министерства внутренних дел Марокко, с 2012 года около 1 600 марокканцев вступило в экстремистские организации, в основном в ИГИЛ (*запрещенная в России организация). 300 из них до сих пор воюют в рядах этой группировки. Хотя эти цифры ниже в сравнении, например, с Тунисом, откуда к террористам уехало 7 000 человек, общее число погибших в Европе террористов-марокканцев выявило необходимость профилактической работы в этом направлении. В итоге, Марокко сегодня играет огромную роль в дебатах о том, каким образом остановить молодежь от обращение к радикальному исламу.


Новые методы профилактики экстремизма 

Марокко сегодня одна из многих стран, которая экспериментирует с различными программами де-радикализации и «противодействия насильственному экстремизму». Как отметила Мэдди Кроуэлл в журнале «Атлантика», «Германия, Великобритания и Бельгия разработали программы, направленные на дальнейшую интеграцию радикалов в их сообщества. А Саудовская Аравия, например, сосредоточена на поиске работы и жен для завербованных джихадистов».

Но программы, направленные на людей, которые уже радикализировались, могут иметь слабый эффект. «Самые эффективные программы реабилитации и реинтеграции это не те программы, которые работают с человеком, который уже получил возможность пройти точку не возврата», - говорит Натан Сейлз, координатор по борьбе с терроризмом Государственного департамента США. 

Раннее вмешательство, инициированное не государственными чиновниками, а лидерами местных сообществ, было в центре внимания подхода противодействию насильственному экстремизму в США в период администрации Обамы. «Лидеры сообщества и соседи имеют большое преимущество по многим причинам», - сказали в Сейлз.

«Они знают больше, чем правительственные чиновники о проблемах, которые могут возникнуть, и у них больше способов вмешаться в ситуацию, когда кто-то рискует пойти по неверному пути, чтобы вернуть его к нормальной жизни».


Марокканский опыт: «Скажу вам откровенно, женщины-ученые здесь важнее мужчин»

Такой же путь работы выбрали в Марокко. Посредством различных экспериментальных инициатив страна пытается показать, как определенный вид религиозного образования может предотвратить экстремизм.

Одна из таких конкретных инициатив имеет свою изюминку: в ней особое внимание уделяется женщинам. В частности, в Рабате было открыто новое элитное учебное заведение, которое называется «Институт подготовки имамов, проповедников и проповедниц» (Mohammed VI Institute for the Training of Imams, Morchidines and Morchidates). В нем готовят женщин-проповедниц, а затем отправляют их в те регионы страны, где, как известно, экстремисты вербуют лишенную гражданских прав молодежь. Женщины-проповедницы дают этой молодежи такие духовные наставления, которые идут в противовес тому, что им говорят экстремисты. Женщины-проповедницы, которых в Марокко называют морчидидами или духовными наставницами, совершают визиты в школы и посещают частные дома, где беседуют с молодыми мусульманами, чтобы оспорить те интерпретации Корана, которые дают с целью вербовки представители террористических групп. Для женщин ситуация быть нанятыми правительством для выполнения такой работы внутри марокканских мусульманских общин, где духовное лидерство обычно принадлежит мужчинами, довольно необычная. По словам директора программы Абдеслама эль-Азаара, мужчины также обучаются в этом учебном заведении, но наиболее эффективной оказывается работа именно сотен выпускниц.



«Скажу вам откровенно, женщины-ученые здесь важнее мужчин», - сказал эль-Азаар, худой дедушка в марокканской тунике кремового цвета и в бордовой феске. «Женщины в силу своей роли в обществе так много общаются с народом - детьми, молодыми людьми, другими женщинами, даже мужчинами. ... Они являются основными воспитателями своих детей. Поэтому для них естественно давать советы», - сказал он. 

Программа женских проповедниц использует семейное и социальное влияние женщины для борьбы с радикальным исламом на уровне улиц и в отдельных мечетях. «За прошедшие годы мы обнаружили, что если у нас женщины, что-то организуют в мечети, то они могут собрать на мероприятия 450 человек. Если же мужчины будут назначены главными за какое-то направление, то они, даже если им повезет, вовлекут 25 парней», - сказал эль-Азаар.


«Было ясно, что они, где-то взяли те идеи об исламе, которые ведут их по неверному пути»

Зинеб Хидра, проповедница, чье херувимское лицо и черепаховые очки делают ее намного моложе своих 49 лет, была в первом выпускном классе проповедниц 11 лет назад. С тех пор она работает штатным сотрудником Министерства по делам ислама в городских кварталах Касабланки. «Сначала было трудно», - сказал мне Хидра. «Люди не доверяли нам. ... Они никогда не видели ничего подобного раньше».

Однажды днем 2006 года Хидра шла по коридору средней школы, когда шесть учеников и их учитель вышли из класса в зал. Подростки были одеты в робы и пышные штаны изаар, которые бились над их лодыжками – таков возможный стиль одежды Пророка Мухаммеда. Они стояли в кругу, ругая своего учителя. Его урок истории, по их словам, был кощунственным, противоречащим словам Пророка. Хидра почувствовала, как ее сердце начинает биться. «Это были как раз те знаки, которые нам сказали искать: как они одевались, как себя вели в школе и как они говорили о религии», - рассказала она мне позже. «Было ясно, что они, где-то взяли те идеи об исламе, которые ведут их по неверному пути». Хидра спросила их, может ли она помочь. Это был, вспоминает она с улыбкой, ее самый первый случай борьбы с радикализации. 

Поскольку Хидра продолжала свою работу в Касабланке, она столкнулась с сопротивлением. Например, когда она решила пойти пообщаться с матерями подростков, в дома, в которых они жили, то ей никто не открывал дверей, хотя «мы знали, что люди были внутри», сказала она. Местные женщины избегали ее в мечети. Даже школьные администраторы задавались вопросом, что она делает в коридорах, опасаясь, что если она найдет радикальную молодежь среди учеников, то сами школы пострадают.

Хидра сказала, что требуется долгое терпение, чтобы завоевать их доверие. «Нас стали принимать постепенно. По мере того, насколько часто они нас видели, к нам стали привыкать», - пояснила она. Постепенно люди в сообществе стали спрашивать ее совета, а также предлагать ей поговорить с тем или иным молодым человеком или семьей, где может возникнуть проблема с радикальными идеями. «Вероятно, помогло то, что мы не спорили с [молодыми людьми, с которыми разговаривали]», - сказала она. «Мы просто отвечали на их вопросы. Мы помогли их семьям. Мы сидели с матерями и учили их, как помочь своим детям».

Многие из молодых марокканских мужчин и женщин, которые обращаются в такие группы, как ИГИЛ, испытали в прошлом домашнее насилие или же были вовлечены в мелкие преступления. Они чувствовали свою изолированность, поэтому экстремисты дали им чувство причастности к большой общине и говорили, что решение их проблем заключается в полном соблюдении религии – соблюдении, которое предполагает насилие против неверующих. Поэтому проповедницы такие как Хидра, предлагают молодым людям ознакомиться с теми отрывками из Корана, которые подчеркивают терпимость, а также дают более мягкие толкования тех отрывков, которые можно использовать для пропаганды насилия. Цель проповедниц доказать молодым людям, что их вера не противоречит ценностям их семей и всего общества. Это является довольно прочной основой против идеологии вербовщиков-террористов.


"Шик южной Калифорнии"

Институт Мохамеда VI находится в районе, в котором можно почувствовать шик южной Калифорнии, находясь при этом в североафриканском Магрибе. Школа окружена белыми лепными домами и разноцветными бугенвиллии. Сам университетский городок скрыт за воротами из кованого железа; безопасность строгая, так как многие радикалы не одобряют того умеренного учения, который преподается в данном заведении.


Конкурс на поступление очень высокий. Студенты подают заявки со всего арабского мира и Африки; только около 10 процентов конкурсантов получают место в Институте. Чтобы поступить туда нужно уже иметь степень бакалавра и хорошую репутацию, например, не иметь судимости. Женщинам, чтобы поступить нужно хотя бы наполовину знать наизусть Коран, а те, кто планирует стать имамом должен знать Коран наизусть полностью. Это важное требование, поскольку для запоминания Корана обычно требуются годы, и если поступающие студенты уже хорошо знакомы с Текстом, то во время обучения они смогут сосредоточиться на интерпретации Священного Писания, а не на запоминании.

Марокканское правительство оплачивает обучение, проживание и питание, книги, медицинское обслуживание, перелеты домой и небольшие ежемесячные стипендии.

Из примерно 250 новых студентов, принимаемых каждый год, почти половина - женщины. Нет строгой сегрегации по полу, но есть разделение: мужчины и женщины посещают занятия в одном и том же современном лекционном зале, но женщины занимают последние 10 рядов сзади. На самом деле, уже сам факт, что обучение происходит в одном помещении является большим прогрессом, так как во многих мусульманских странах мужчины и женщины получают образование в отдельных классах.

В программе два трека: один для марокканских студентов, а другой для иностранцев. Марокканские студенты учатся в Институте 12 месяцев по 30 часов в неделю. Иностранные студенты обучаются на двух- или трехлетней программе, в зависимости от уровня владения арабским языком, а затем группируются по странам, чтобы они могли получить хорошие знания о законах своей страны, об общественных правилах, а также светские знания, например, по географии и истории. Цель состоит в том, чтобы создать не просто исламского ученого, а уважаемого интеллектуала, который может ответить на самые разные вопросы, пояснил эль-Азаар.

Марокко может быть идеальным местом для популяризации такого рода знания. Монарх, король Мухаммед VI, считается прямым потомком Пророка Мухаммеда. По Конституции он считается Амиром аль-Мумининов или Командующим Правоверных, что дает ему как религиозный, так и политический авторитет над марокканским народом, 98 процентов из которых являются мусульманами-суннитами.

«В последние годы мы полагались на военных в борьбе с терроризмом», - сказал мне эль-Азаар, имея в виду усиление разведывательных и силовых структур страны. «Сейчас мы боремся с этим на двух фронтах - военном и идеологическом», - сказал он. «За последние десять лет мы обнаружили, что женщины имеют уникальные возможности для распространения умеренной позиции – так, как это не могут делать имамы и их отцы, и мы сосредоточены на этом».

Трудно определить насколько количественно эффективна программа-проповедниц для предотвращения присоединения молодых людей к таким группам как ИГИЛ. Хотя женщины, несомненно, помогли многим молодым людям разобраться в религиозных вопросах, однако сложно сказать, сколько из этих молодых людей могли бы стать настолько радикальными, чтобы присоединиться к террористическим группам. Программе всего лишь 11 лет, этого времени недостаточно, чтобы осмысленно измерить успех такой инициативы.

Однако для женщин, участвующих в программе, есть одно дополнительное преимущество, которое они считают бесспорным: программа повысило статус женщин в обществе. 


"Женщины выходят вперед"

Фейта Эль-Фаммути, 25 лет, обучается на курсе проповедниц, которые должны выпуститься в этом году. Она говорит, что весь этот опыт изменил не только то, как на нее смотрят другие, но и то, как она видит себя. «Раньше я думала, что мужчины превосходят женщин», - сказала она мне. «Теперь я не просто думаю, что мы равны, я думаю, что женщины выходят вперед. Мы не вынуждены работать; у нас много автономии, и как проповедницы мы можем оказывать глубокое влияние на общество, даже больше, чем мужчины, потому что мы можем говорить с молодыми людьми и объяснять им истинный ислам, и они готовы учиться у нас».


Эль-Фаммути, казалось, не смущает тот факт, что, на самом деле, положение роли женщины не меняется полностью, так как в самом Институте женщины могут учиться только на проповедниц, но не имамов, подготовка которых проходит на более серьезном уровне. Роль имамов по прежнему зарезервирована за мужчинами. А о программе подготовке проповедниц она сказала просто: «Это очень увлекательно».

Как сложилась судьба тех шести радикализированных учеников, которых Хидра встретила много лет назад в коридоре средней школы? Хидра говорит, что встречалась с ними три раза в неделю в течение шести месяцев. «Наша религия говорит нам быть терпеливыми и настойчивыми, и это то, какой я была с ними», - сказала она мне. «Они задавали вопросы, и я давала им ответы, направляя их на правильный путь. Это заняло много времени, но постепенно они начали переодеваться и стали похожи на остальных детей. Они начали заниматься в школе и перестали бросать вызов своим родителям».

Сегодня все шестеро молодых людей имеют работу. Трое закончили колледж. Один с радостью объявил Хидре, что только что сдал офицерский экзамен для полиции. Он не захотел говорить со мной о том, что произошло тогда в средней школе. Как он мне сказал, он оставил все эти «глупые идеи» в своем прошлом.


Дина Темпле-Растон


Источник: https://www.theatlantic.com/international/archive/2018/02/the-female-quran-experts-fighting-radical-islam-in-morocco/551996/

Фото: aljazeera.com, northafricapost.com