15.12.2020
Москва
«КУЛЬТУРА ВСТРЕЧИ» ПРОТИВ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ ОТРИЦАНИЯ
XVI Международный мусульманский форум «Культура встречи: религиозная этика в период пандемии», состоявшийся 10 декабря 2020 г. в формате онлайн-конференции, стал подведением итогов сложного и во многом неоднозначного 2020 года. Год ознаменовался множеством сложностей, лишений, потерь, однако он имеет все шансы стать поворотным моментом в поиске излечения от многих застарелых проблем современности.

Первоначально XVI ежегодное заседание ММФ должно было пройти в городе Риме в соответствии с решением предыдущего – берлинского заседания организации. Однако, Творец распорядился иначе: в связи с пандемией большинство мероприятий, тем более международные, проводятся в онлайн-формате. Потери коснулись и ММФ, в частности, в апреле этого года скончался президент Союза исламских общин Испании, постоянный участник заседаний форума Риай Бакри Татари. Первоначально намеревавшийся принять участие глава Организации исламского образования, науки и культуры Организации исламского сотрудничества (ИСЕСКО) Салем бин Мохаммед Ал-Малик не смог выступить на форуме по причине положительного теста на коронавирус, в связи с чем его доклад на мероприятии представил директор департамента диалога и культурного разнообразия Халид Фатахельрахман Омар.

От глобальной мобильности к тотальной самоизоляции: в чем духовный смысл?

Как отметил в пленарном докладе заседания генеральный секретарь Международного мусульманского форума, председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, сегодня человек заключен в границах своего дома или офиса и озабочен вопросами своего здоровья и сохранения жизни. «Благодаря пандемии COVID-19 состоялось возвращение человека к себе, своему индивидуальному пространству и личной ответственности. В условиях пандемической действительности каждая личность равна сама себе и более не может прикрываться общественными статусами, массовостью, помпезностью внешней обстановки», - поделился размышлениями муфтий Гайнутдин.

Продолжением слов муфтия выглядело наблюдение президента Исламского культурного центра Италии доктора Абделлы Редвана. Он отметил, что в XXI веке в связи с глобализацией весь мир превратился в одну глобальную большую деревню, а сегодня из-за пандемии, весь мир свернулся до размеров гаджета размером с ладонь.

Год пандемии новой коронавирусной инфекции, безусловно, останется в памяти человечества как опыт преодоления множества трудностей и адаптации к совершенно новым реалиям повседневной жизни. Пандемия поставила множество задач организационного, административного, научного характера, однако она сформулировала и множество вопросов этического плана. Разумеется, религиозные деятели и ученые не могут не размышлять о духовной составляющей всех тех событий, которые накрыли человечество с головой в уходящем году.

В своем докладе, направленном в адрес участников форума, министр вакуфов Египта доктор Мохаммад Мохтар Гомаа назвал время невзгод временем «покаяния перед Богом» и привел слова Пророка (мир ему) о том, что Всевышний смилуется над теми, кто проявляет милость. «Во времена испытаний нельзя наживаться на кризисе, быть эгоистом и проявлять алчность. Использование пандемии в корыстных целях», зачитал слова министра доктор Хишам Абдель Азиз, генеральный секретарь Высшего Совета по исламским делам АРЕ.

Большинство спикеров форума оценило пандемию как испытание человечества на способность проявить эмпатию, сострадание и солидарность. Вместе с тем, как было сказано в выступлении муфтия Гайнутдина, пандемия стала питательной средой для усиления магического, суеверного мышления, характерной чертой которого является убеждение в непостижимости мира и тех законов, на основе которых он функционирует. Тезису духовного лидера российских мусульман созвучно и мнение главного имама Парижской соборной мечети Шемседдина Мухаммада Хафиза, который сообщил, что в самом начале пандемии многие французы считали covid-19 божественным наказанием, но вскоре представители разных религий отвергли эту идею, напомнив о благожелательности Создателя. «Эти эсхатологические страхи являются обычным явлением в истории человечества, но они подрывают нашу способность действовать, потому что они основаны на фаталистических догмах, в противоположность кораническому принципу, призывающему к действию и гражданской ответственности», - подчеркнул имам. Он напомнил и о кораническом аяте, служащем лозунгом Международного мусульманского форума и отраженном в его логотипе: «Поистине Бог не изменяет состояние людей, если они не изменяют себя» (Благородный Коран, 11:13).


От недоверия к диалогу во имя всеобщего блага

Католическая церковь, представленная на Международному мусульманской форуме в лице председателя папского Совета по межрелигиозному диалогу и префекта Комиссии по религиозным связям с мусульманами кардинала Мигеля Анхеля Аюсо Гиксота, в свою очередь, задумывается не только о настоящих испытаниях в связи с пандемией, но и тех ее социальных последствиях, которые останутся с нами даже после того, как вирусная болезнь будет побеждена. «Наша религиозная этика в это время COVID включает в себя реальность солидарности усилий по исцелению постпандемического мира, возможно, освобожденного от вируса, но обремененного экономическим, социальным и культурным ущербом и разрушением. Наше послание как религиозных лидеров, несомненно, является посланием солидарности, оно позволяет восстановить новый мир, который останется после того, как кризис отступит», - сказал кардинал, обращаясь к участникам XVI Международного мусульманского форума.

Это мнение перекликается с высказыванием на форуме одного из крупнейших мусульманских гуманитариев современности – доктора Халита Эрена, многолетнего главы Научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры при Организации исламского сотрудничества (ИРСИКА). Согласно мнению г-на Эрена, все религии, особенно богооткровенные, способствуют этому, в их учениях заложены принципы для мирного сосуществования народов, даже в условиях этнического и религиозного разнообразия. «Практическое применение этих принципов должно быть положено в основу для создания новой культуры встреч - культуры признания и солидарности. В то же время как в объективе истории, так и сегодня имеют место быть негативные предубеждения в отношении других культур или религий, но их причинами, с его точки зрения, стоит считать не сами религии как таковые, а политическую конъюнктуру, экономическую конкуренцию, а также различные формы господства и дискриминации», - подчеркнул ученый.

Сегодня, и в особенности на фоне последних европейских событий, становится понятным, что одной из характерных примет посткоронавирусного мира может стать углубление недоверия и отчуждения между общинами и людьми различной религиозной принадлежности.

«Самая тяжелая часть всего, что произошло - это заявления лидеров развитых стран, которые подпитывают дискриминацию. В процессе пандемии в Европе продолжались антиисламские действия и риторика, и некоторые политики пытались использовать мусульман в своих политических целях, а не бороться с дискриминацией», - сказал Селим Аргун, заместитель председателя Управления по делам религии Турецкой Республики.

По мнению муфтия Гайнутдина, логика, согласно которой «мы» не добьемся счастья и процветания до тех пор, пока существуют «они», т.е. другие по своему мировоззрению индивиды и общества, чрезвычайно опасна. «В этой логике, встреча с неизведанным, с новым, с еще непонятым – это непримиримая вражда, а не испытание и опыт», - резюмировал духовный лидер.


Путь к благополучию общества пролегает через облагораживание нравов

Как подчеркнул муфтий Кыргызстана Максатбек Токтомушев, актуальный межрелигиозный диалог приобретет свою живость в том случае, если это будет реальное сотрудничество в оживлении общечеловеческих ценностей. Он напомнил, что все авраамические религии едины в том, что сущностью поклонения в них «было поклонение Всемогущему Творцу через взаимное уважение людей». «Следовательно, суть поклонения заключалась в очищении, в связи Творца со Своими созданиями и в созидании любви к друг другу», - резюмировал он.

Максатбек Токтомушев, также как и его ближайшие коллеги – муфтии Узбекистана Усманхон Алимов, Казахстана Наурызбай Отпенов, Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода, принимавшие участие в форуме, является наследником и продолжателем величайшей духовной и интеллектуальной традиции Мавераннахра. Ее блестящим представителем является мыслитель Абу Наср аль-Фараби, родившийся в местечке Фараб на территории современного Казахстана. 1150-летию ученого, добившегося всемирного признания и прозванного «вторым учителем» после Аристотеля, был посвящен нынешний Международный мусульманский форум.

До сегодняшних дней аль-Фараби считается одним из крупнейших теоретиков общественно-политического устройства. Он, в частности, писал: «Град, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является совершенным градом, и сообщество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть совершенное сообщество».

Участник Форума - доктор Абузар Эбрахими Торкаман, глава Организации по культуре и исламским связям Исламской Республики Иран, считает, что в нынешнюю эпоху и в современном мире имеет место пренебрежение моралью и духовностью. «И в христианстве, и в иудаизме, и в исламе особое внимание уделялось моральным и духовным вопросам, разъяснение которых нам дают все Священные Писания. Они обозначают путь к абсолютному совершенству, к истине», - подчеркнул он.

Ему вторил еще один высокопоставленный участник из Ирана - глава Всемирной организации по сближению исламских мазхабов ходжат уль-ислам Хамид Шахрияри, подчеркнувший, что обустройство земли и ее использование в исламе подчинены послушанию Богу. «Все люди являются партнерами в использовании разрешенных продуктов природы, поэтому люди должны помогать и сострадать друг другу и в труде, и в использовании результатов этого труда без какой-либо дискриминации по признаку пола, цвета кожи или расы», - сказал иранский религиозный деятель.

Призывом к еще более усердному служению на пути Создателя прозвучала речь верховного муфтия Египта Шауки Алляма. Он особо отметил, что большая ответственность за распространение высоких духовных ценностей и идеалов, на которых основана наша религия, лежит именно на религиозных деятелях.

Всего в ходе Международного мусульманского форума было заслушано около 30 спикеров, при этом заявок на выступление было подано больше, однако ввиду временных ограничений выступления участников, не вошедших в основной рабочий день форума, будут представлены в электронном виде. Трансляция вызвала большой интерес в среде мусульманских религиозных и общественных деятелей и лидеров мнений во всем мире, в частности, в качестве аудитории к трансляции XVI Международного мусульманского форума, которая велась на русском, арабском, английском и турецком языках, присоединилось около 800 человек.

Модераторами конференции выступили заместитель председателя ДУМ РФ по вопросам образования, науки и культуры, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов, имам татарской мусульманской общины Финляндии PhD Рамиль Беляев, руководитель международного департамента ДУМ РФ Ильдар Галеев.


Время взросления европейской общины

«Для нас актуальна проблема идентичности молодых поколений. Это вопрос не только Великобритании, но и общин во всем мире. Молодые поколения должны объединяться и представлять себя в обществе. Без доверия проблемы идентичности будут только усугубляться», - поднял другой очень важный вопрос европейских мусульманских сообществ генеральный директор Центра исламской культуры Лондона Ахмад аль-Дубаян. Он подчеркнул, что хотя на уровне религиозных лидеров общинам различных религий удалось наладить диалог и взаимопонимание, на уровне политиков такого понимания не наблюдается.

Спикер также отметил пример Российского государства, где исторически между представителями разных конфессий сложился мирный культурный обмен. «Россия, я уверен, обладает уникальным опытом: многие миллионы мусульман делят одно пространство с христианами и представителями других религий, особенно в восточной части страны. Они живут в гармонии, которая, к сожалению, наблюдается в мире не повсюду. Я надеюсь, что благодаря вашим усилиям, вашему пониманию мы сможем донести это до высоких политических кругов», - сказал он.

С заключительным словом, подводящим итог всем обсуждениям, традиционно выступил ответственный секретарь Международного мусульманского форума, профессор, доктор теологии Дамир Мухетдинов. Он акцентировал внимание слушателей на новые реалии в отношении мусульман в странах Западной Европы, отчетливо проявившиеся за последние недели. Их чертами являются не только исламофобская риторика политиков, но и принятие законов, которые мусульманское сообщество трактует как покушение на их гражданские права и свободы. Осуждая дискриминационные решения современных французских политиков, Дамир Мухетдинов привел в качестве положительного примера практику адаптации и социализации мусульман в российском обществе, проводником которой выступают государственная программа подготовки кадров, интеграция исламской теологии в систему академического знания, работа по возрождению отечественных традиций исламского богословия.

Ответственный секретарь Международного мусульманского форума пригласил всех его участников на следующий XVII Международный мусульманский форум в Рим и сообщил о решении провести XVIII Международный мусульманский форум в г. Москве в честь 1100-летия официального принятия ислама народами Волжской Булгарии – первым независимым и принявшим ислам по доброй воле европейским государством.

Пресс-служба ДУМ РФ