18.04.2019
Мечети и соборы как воплощение союза веры и разума

Два пожара, которые случились в одну ночь – в парижском соборе Нотр-Дам-де-Пари и мечети Аль-Акса – заставили мировую общественность снова задуматься о значении того архитектурного наследия, которое мы имеем в городах Европы, Ближнего Востока и остального мира.

Считается, что массивность и грандиозность христианских храмов и мусульманских мечетей должны были внушить человеку средневекового времени ощущение собственной несоразмерности к Богу, и как следствие, чувство покорности. Но исключительно ли о покорности нам говорят эти архитектурные шедевры?

Все соборы и мечети строили виртуозы мастерка и циркуля – глубоко верующие архитекторы и строители, которые имели необыкновенную способность возводить храмы, напоминавшие людям о Всевышнем. Таких людей было немного, строительные и инженерные познания, которыми они обладали были уникальными, поэтому в Европе архитекторы, как и представители других профессий, с целью защиты своего ремесла от посторонних образовывали профессиональные артели – цеховые ложи, которые впоследствии получили названия союза вольных каменщиков.

Для средневекового народа церковь являлась таинством, для церкви же человек с циркулем в руках обладал тем мастерством, таинство которого было закрыто от остальных. В Средние века наука была уделом избранных, поэтому ученые еще не были властителями ум своего времени.

Особенность профессии архитектора это стратегическое мышление, умение видеть картину целиком как в пространственном, так и временном отношении. Большинство великих готических соборов Европы были заложены еще в средние века, а окончательно достроены в новое и даже новейшее время: Кельнский собор (начало строительства 13 век, а завершение конец 19 века), Пражский собор Святого Вита (заложен в 14 веке, окончательно отстроен в конце 19 – начале 20 веков), Миланский собор (возведение началось в 14 веке, окончательный вид принял в начале 19 века, а некоторые элементы фасада достраивались даже в середине 20 века). Мы видим, что начинали их строить в период церковного, папского могущества, а завершались в переломное время, когда сформировались классические науки.

Большинство средневековых ученых были верующими, а архитекторы и строители храмов и вовсе были принципиальными ревнителями единобожья. В связи с этим возникает вопрос – возможно все эти величественные сооружения, рассредоточенные по всей Европе, были задуманы их проектировщиками как символы могущества союза человеческой веры и человеческого разума? Ведь для того, чтобы поклониться Богу вовсе не нужны огромные церкви, соборы и мечети. Тем не менее их строили. И возможно, их размер, изящество гигантских шпилей, минаретов, интерьеров, фасадов и массивные стены должны символизировать то, каких высот можно добиться если объединить веру и знание.

В Средние века, когда не было таких же технологических возможностей как сегодня, возведение храмов и мечетей это было торжество архитектурной и инженерной мысли, то есть науки. Науки, которая была вдохновлена религией, верой в Бога.

История человечества это не ровный и поступательных процесс прогресса, как, возможно, нам бы хотелось. В реальности наша история претерпела множество перепадов и крайностей. С одной стороны мы знаем примеры, когда люди неверно трактовали религию и устраивали кровавые бойни. А с другой, радикальные ревнители светскости и научного знания, во имя своих идей устраивали массовый террор. Например, символично, что французские революционеры после переворота 1789 года переименовали Нотр-Дам-де-Пари в Храм Разума (Наполеон в 19 веке вернул ему прежнее название). Собственно говоря и метод террора ведь был придуман «просвещенными» французскими революционерами.

Все это говорит нам о необходимости поиска баланса между силой веры и разума, который поможет человечеству добиться выдающихся результатов. И многочисленные соборы и мечети, которые возвышаются над Европой, Ближним Востоком и остальным миром, затмевая своим величием и великолепием современные небоскребы, являются напоминанием для нас всех о силе объединения человеческого разума и веры во Всевышнего. В том числе поэтому нам необходимо беречь наше общее культурное архитектурное наследие.

 

ММФ



на фото: стоящие рядом мечеть и церковь в городе Бейрут (imgur.com)