15.04.2019
О встрече племянника Салахаддина с святым Франциском

28 февраля 2019 года было обнародовано специальное послание Папы Римского Франциска, которое посвящено празднованию восьмисотлетия встречи христианского святого Франциска Ассизского с султаном Египта Аль-Маликом Аль-Камилем. Одновременно с этим с 1 по 2 марта этот юбилей отмечали в Египте. Мы видим, что как для мусульман, так и для христиан это событие имеет сегодня особое значение, поскольку является одним из наиболее ярких и ранних примеров того, как влиятельные представители исламской и христианской цивилизаций лично встретились друг с другом для решения вопросов мира.

Как известно, нынешний Папа Римский Франциск взял свое имя в честь именно этого христианского святого – Франциска Ассизского, основателя знаменитого францисканского ордена и сторонника ненасильственного и конструктивного общения мусульман и христиан. Нам неизвестны истинные причины, почему Понтифик взял себе это имя, возможно тем самым он сознательно хотел показать стремление наладить отношения с мусульманским миром. В любом случае, в этом решении нынешнего Папы Римского мы видим определенный символизм, ведь сегодня как никогда прежде приобретает особое значение тема исламо-христианского диалога.

Контекст и содержание этой встречи восемьсот летней давности говорят нам о том, что даже в самые сложные периоды испытаний можно сохранять высокий уровень культуры и взаимного уважения.

 

Два посла мира

Святой Франциск Ассизский, родившийся в 1182 году в Северной Италии, был широко известен в свое время как странствующий монах, которому приписывали возможность говорить с птицами и дикими животными. Но в первую очередь он преуспел в своей проповедческой деятельности, в том числе, как человек, который призывал к отказу от насилия и к межрелигиозному взаимопониманию.

Малик аль-Камиль Насир аль-Дин Мухаммед (1180-1238) был четвертым айюбидским султаном Египта, Сирии и Палестины (с 1218 по 1238 годы). Он был сыном аль-Адиля, брата Салахаддина, первого айюбидского правителя Египта и легендарного мусульманского политика и полководца. Аль-Камиля воспитывали так, чтобы он имел соответствующие военные и интеллектуальные навыки – он изучал Коран, исламское право и другие религиозные науки. Интересно, что по утверждению историка Пола Моисея, автора книги «Святой и султан», знаменитый английский король Ричард Львиное Сердце (который долгие годы был предводителем крестоносцев и одновременно оппонентом и другом лидера мусульман Салахаддина) во время одного из переговоров с Салахаддином и отцом аль-Камиля аль-Адилем в качестве символического жеста хороших отношений посвятил одиннадцатилетнего аль-Камиля в рыцарство.

Аль-Камиль, который вырос в обществе, где рядом с мусульманами жили христиане и евреи, был известен своим справедливым отношением к ним. Например, такую репутацию он имел среди коптских христиан Египта.

Миролюбивая позиция как Султана аль-Камиля, так и монаха Франциска, шла в диссонанс со временем, в котором они жили – «Священная Римская империя» вела Крестовые походы против мусульман, евреев и других народов, которых она считала «еретиками». 


О встрече монаха Франциска и Султана аль-Камиля

В 1219 году шел очередной, пятый по счету, Крестовый поход против мусульман. Это была жестокая операция, в ответ на которую Султан Египта Малик аль-Камиль пообещал византийское золото за голову каждого из участвовавших в Крестовом походе христиан. На этом фоне странствующий монах Франциск решил поставить своей целью призыв против насилия. В первую очередь он отправился к руководителю пятого Крестового похода полководцу и кардиналу Пелагиусу и предложил завершить сражение против мусульман. Однако Пелагиус ответил Франциску отказом.

Тогда Франциск, со своим братом из ордена Иллюминатов, отправился к Султану Египта Малику аль-Камилю.

Султан дружелюбно принял христианских аскетов. Вот как описывает эту встречу теолог и генерал францисканского ордена Бонавентура (1218-1274) в своей книге, посвященной жизни Франциска Ассизского:

«Султан спросил, кто их послал к нему и в каком статусе они прибыли. Но Франциск ответил, что они были посланы Богом, а не людьми, чтобы проповедовать ему и его подданным евангельское послание. Султан оценил смелость и энтузиазм и согласился выслушать Франциска, а после предложил ему остаться для дальнейших бесед». Султану понравилось, что Франциск делился своим пониманием религии, не оскорбляя ислам и не опровергая Пророка Мухаммада. 

Принимая во внимание контекст того времени, совершенно очевидно, что единственной возможностью для Франциска отправиться на переговоры с Султаном, не вызвав гнев на себя со стороны крестоносцев, являлось проповедование христианских ценностей. Это можно было бы считать формальным поводом для встречи и разговора о мире. Само собой во время встречи и Султан отстаивал исламские ценности. По другому и быть не могло. И в конце концов, вполне ожидаемо, что в дискуссии Султана и Франциска, каждый остался при своем мнении.

Однако, во-первых, важен сам факт мирной и взаимноинтересной дискуссии, больше похожей на дружескую беседу, которая ломает стереотипы. Во-вторых, религиозные дебаты оказались своего рода формой дипломатического обмена мнениями, которые позволили каждой из сторон призвать к миру и найти общие ценностные основания. С точки зрения средневековой религиозной и политической дипломатии это был, безусловно, большой прорыв.

Здесь можно предположить, что Султан аль-Камиль, имея перед глазами пример отношений своего дяди Салахаддина и английского короля Ричарда Львиное Сердце, которые будучи оппонентами смогли найти в себе силы для взаимного уважения и даже наладили дружеские отношения, понимал, что христиане и мусульмане могут находить общий язык и выстраивать диалог даже в условиях войны.

 

Последствия встречи

Когда Франциск решил вернуться в Италию Султан аль-Камиль пообещал ему гарантии личной безопасности на мусульманских землях и подарил множество подарков, но христианский монах принял только один из даров – рог из слоновой кости, который использовал муэдзин для призыва мусульман к молитве. Вернувшись домой Франциск использовал этот рог для призыва к молитве и проповеди среди своих братьев христиан.

Франциск был поражен тем, что мусульмане пять раз в день молились, то есть совершали поклонения Всевышнему. Впоследствии Франциск стал побуждать христиан также сделать молитву частью своей повседневной жизни и делился со своими единоверцами тем уважением к мусульманам, которое у него возникло в ходе посещения Египта.

Также и Султан аль-Камиль изменил отношение к своим христианским оппонентам, как сообщается, если кто-то из христиан попадал в плен к его войскам, то он относился к ним с беспрецедентной добротой и щедростью.

Таким образом, Султан аль-Камиль (мусульманский предводитель со статусом европейского рыцаря) и христианский святой Франциск (с рогом для мусульманского призыва в руках) стали символами исламо-христианского диалога своего времени.

Факт значимости этой встречи для своего времени подтверждается многочисленными ее изображениями в виде гравюр и картин, которые дошли до наших дней. Вот примеры только некоторых их них:

 

 

 

 





Как мы видим, по празднованию восьмисотлетия этой встречи в Египте, письму Папы Римского, посвященному монаху Франциску и Султану аль-Камилю, а также активизации исламо-христианского диалога во время встреч исламских и христианских лидеров в ОАЭ и Марокко, историческая значимость события 1219 года сегодня возрастает. В связи с этим и деятельность Международного мусульманского форума в значительной степени будет посвящена теме диалога религий и культур.

 


фото: saltandlighttv.org, lastampa.it, disqus.com, aleteia.org, launchgood.com, sib-catholic.ru